Юрий Шабельников «Без названия» из серии «Эзотерический футбол». 2007. Мрамор. Диаметр 20 см. Собственность автора.

Юрий Шабельников родился в 1959 году в Таганроге. Окончил Таганрогскую детскую художественную школу. Ученик Леонида Стуканова. С 1977 по 1979 год учился на худграфе Ростовского государственного педагогического института, который был вынужден покинуть по политическим мотивам. В 1979–1982 годах учился в Ростовском художественном училище им. М.Грекова. С 1982 по 1995 год преподавал живопись в детской художественной школе Таганрога. С 1987 года — член товарищества «Искусство или смерть». В 1990–1991 годах — художник-постановщик в Таганрогском драматическом театре. В 1995 году перебрался в Москву. Жил и работал в сквоте «Бауманская, 13» до его закрытия в 1998 году. С 2006 года читал лекции и проводил мастер-классы для слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские» при ММСИ. В 2007 году был включён в шорт-лист премии Кандинского в номинации «Художник года». В 2012 году проект Шабельникова «Библейская почта» был включён в лонг-лист премии Кандинского в номинации «Проект года». Художник, график, акционист, автор объектов и инсталляций. Живёт и работает в Москве. Работы находятся в собраниях ГРМ, ГТГ, ММСИ, ГЦСИ, Музея актуального искусства ART4.RU, Музея современного изобразительного искусства (Ростов-на-Дону), Нового музея (Санкт-Петербург), галерее М. Гельмана, в коллекции 16thLINE art-gallery, Pecherskiy Gallery, коллекции Альберто Сандретти (Италия), частных коллекциях (Рим, Берн, Париж, Лондон, Чикаго, Нью-Йорк, Москва, Таганрог, С.-Петербург, Киев, Ростов-на-Дону).

«Когда здоровенные парни гоняют мяч на футбольном поле, и прозаический предмет спортинвентаря превращается в таинственный светящийся шар, и в его округлом лике проступают мистические знаки мировых и иных религий (треугольник, глаз, звезда, крест и т.д.), то искушенная и циничная публика мировых Вавилонов готова заподозрить здесь концептуальный выверт, занятную игру ума. Уже по этой одной причине следовало бы дать фундаментальный комментарий к проекту Юрия Шабельникова «Эзотерический футбол». Переполняющие мистическую душу переживания издавна находили себе выражение в ритуалах, имеющих форму «игр и забав». Древние Олимпийские игры были настоящими священнодействиями, а присутствие жрецов придавало им характер настоящих служений Высшим силам... В начале двадцать первого века мы замечаем, что художников снова потянуло к завораживающим магическим действам, и хочется опять восхититься тайными заклинаниями и многозначительными знаками, и спускаться в подземелья и там разглядывать загадочные объекты, или наблюдать за экстатическими акциями новых шаманов... Юрий Шабельников увидел под этим углом зрения игру в футбол. Даже в вульгаризованном современном варианте футбол сохранил отголоски ритуальной священной игры с богами — покровителями мужества, победы, успеха, а прежде всего с теми, кто связан с непознаваемым и полновластным Случаем... Мраморный шар, совершеннейшая Платонова форма, являет собой некое Слово священного обряда, и только чудо веры позволит принять такой «мяч» на грудь или остановить его ногой, или послать его в ворота головой (не получив притом тяжелейшей травмы). Наверняка древние индейцы, первооткрыватели священной игры, запретили касаться мяча рукой по глубоко религиозным соображениям. Руки людей осквернены убийством себе подобных и нанесением вреда всем живым существам. Играя священным мячом без участия рук, то есть, адресуя наши моленные послания подлинным Повелителям мира, футболисты, возможно, отчасти искупают грех кровопролития, а искупление и есть главная забота всякой религии«. Александр Якимович, «Сакральная игра»

Эстимейт: 130 000 – 140 000 руб.