Татьяна Файдыш «Впечатление». 2008. Холст, масло. 100×80 см. Частное собрание.
Татьяна Файдыш родилась в 1955 году в Москве. В 1973 году окончила МСХШ, а в 1980 — МГАХИ им. В.И. Сурикова. Член-корреспондент РАХ (Отделение живописи, 2007), член Союза художников России (1983). Ее произведения находятся в собраниях ГТГ, ММСИ, Министерства культуры, Художественных музеев Саратова, Воронежа и Кемерово, Zimmerli Art museum (Нью-Джерси, США) и многочисленных частных коллекциях России, Бельгии, Германии, Италии, Норвегии, США, Финляндии.
«... Файдыш свободно экспериментирует, неизменно сохраняя при этом верность станковой форме. В ее ранних работах 1980-х смелые опыты касаются, в основном, формальной стороны: изучения фактуры, то пастозной и стихийной, то цельной и монолитной; неожиданных композиционных решений, декоративных возможностей цвета. В 1990-е начинается следующий этап: живописное решение сочетается в концепционным. Художнику словно бы тесно в рамках традиционной картинной плоскости, она стремится выйти за ее пределы, обогатить выразительные, пластические, цветовые возможности. Появляются первые объекты: фанерные плоскости свободной формы, покрытые выпуклыми слоями красочного теста, овеществленные „куски живописи“. Эти эксперименты вскоре приведут ее к пространственным объектам, выполненным из поролона, в которых цвет продолжает играть главную роль, но фактура нарастает не за счет пастозности красочного слоя, а за счет материального объема не-живописного материала. В этих работах ощутима общая тенденция живописи последних десятилетий: картина распахивается, „выплескивается“ в реальное пространство, словно вовлекая зрителя в недра живописного космоса. Ряд работ художника представляют собой опыты по введению в живописное пространство нехарактерных для него материалов и, тем самым, новых зрительных и тактильных ассоциаций: веревки и нити, сетки, прорези на холстах, зеркала и ткани. В этих композициях пространство живописи не разрушено, но обогащено. Коллажность, от которой в данном случае художник отталкивается, не уводит ее от живописного претворения, вещный объект мастерски интегрирован в стихию живописи. Разнообразный материал для Файдыш — глубоко понятый и тонко настроенный послушный инструмент. Она впечатляюще свободна и разнообразна в выборе пластических мотивов, и не является рабом ни темы, ни материала. Но может и возвращаться к одному и тому же пластическому мотиву, иногда спустя годы, переосмыслять, находить новую образно-поэтическую интонацию». А.Флорковская