Алексей Есипов «Средне-русская возвышенность. 12 кадров. 9-й кадр. Окно — купе». 2011. Холст, шелкография, масло. 60×80 см. Собственность автора.
Алексей Есипов родился в 1970 году в Москве. Фотограф, художник-график, мастер шелкографии. С 1995 по 2012 год работал в творческой мастерской шелкографии «Московская студия» Российской академии Художеств. Преподает шелкографию в Школе дизайна. Регулярно участвует в крупных художественных проектах и международных выставках. Автор рафинированно-лапидарных проектов «Русский Голливуд» (2007) и «Рабочий и Колхозница» (2002), выполненных в ретро-гламурном стиле, мастер фотографии «сталинской» архитектуры и певец эпических пейзажей. Работы находятся в частных коллекциях России, США.
«Работы из серии «Среднерусская возвышенность 12 кадров» покажутся неожиданными тем, кто знает Алексея Есипова как мастера фотографии «сталинской» архитектуры, автора рафинированно-лапидарных проектов «Рабочий и Колхозница» (2002) и «Русский Голливуд» (2007). На этот раз художник работал за рамками ретро-гламурного стиля, и вне какого-либо стиля вообще. Он тренировался «просто видеть», без эстетической цензуры. Объектом его внимания стал пейзаж, видимый вскользь из окна поезда. «Среднерусская возвышенность — это возвышенность в Европейской части России...длиной в 1000 и шириной в 500 км», — читаем в Энциклопедии, так что до экзотических далей мы не доедем.
В 1920-30-е годы, когда поезда в России были символом прогресса, художники делали беглые зарисовки на ходу, и новые картины становились «окном в мир» из окна вагона, как кадры киноленты, отмеренные телеграфными столбами. Фрагментарная композиция, лаконичная скоропись воспроизводили непрекращающееся движение в будущее.
Не то современный художник. Для него, вооружённого камерой в небе и под водой, на скейте и сёрфе, путешествие поездом — почти анахронизм, тайм-аут в жёсткой игре. Утомлённый городом «фотоглаз», наслаждается тягучими горизонталями пейзажа, однообразием траектории движения, невзрачными деталями: белёсое небо, жухлая трава, серенькие домики, берёзки, река... Снимая наугад заурядное, он надеется уловить вечное. И иногда это удаётся.
Путешествие Алексея Есипова, казалось бы, лишено достопримечательностей. Но в каждом из 12 избранных кадров есть смутное узнавание и предчувствие отгадки: что-то очень русское, когда-то виденное на картинке, а теперь неожиданно оказавшееся реальностью — вспоминаются слегка размытые репродукции пейзажей Саврасова, Васильева, Левитана, Остроухова... Среднерусская возвышенность — это свиток бесконечных вариаций на тему пейзажей передвижников. Удивительно, но эти «картины» всегда были и будут здесь, они блекнут в периоды господства академизма и проявляются вновь, когда его позиции слабеют. Есипов использует свои фото на холстах как подмалёвки, прописывая их кое-где прозрачными лессировками. Этим он завершает превращение случайного снимка в картину «кабинетного» размера с фрагментом родины, такой, как она есть". Яна Шклярская