Лидия Витковская "Creatures of love«.2016. Стерео варио. 5/5. 90×70 см. Собственность автора.
Лидия Витковская родилась в 1977 году в Москве. Окончила МГУ по специальности социология и Нью-Йоркскую Академию кино (продюсер). Член Союза журналистов с 1999 года. Член Союза писателей с 1997 года. Участница специального проекта 4 Московской биеннале «Убить Эйнштейна» (2011), Лондонской биеннале (2015), X Флорентийской биеннале и Официальной программы Венецианской Биеннале «Personal Structures» (Palazzo Mora, Европейский культурный центр, 2017). Работы находятся в собраниях Ludwig Museum at the State Russian Museum и ГРМ.
«В работах Лидии Витковской важна технологическая составляющая. Это было первое мое впечатление — перед каким-то её объектом подумалось: прямо EAT какой-то. Конечно, никаких отсылок к Experiments in Art and Technology (EAT),знаменитой нью-йоркской группе, тут не было (несмотря на всю нынешнюю актуальность шестидесятых). Просто эффектное, чисто реализованное техно отвечает творческой натуре художника. В названиях её работ можно встретить слово «контроль», это не случайно: Витковской важно контролировать качество. Правда, это относиться не только к перфекционизму технологической реализации, — вернее, не в первую очередь к этому. Прежде всего, это относится — к собственному сознанию. Витковская — художник современный: она живет не перманентным самовыражением, выплеском себя вовне. Её сознание «проектно»: это особая процессуальность — установка художественного сознания «на проект», существование «проектом» и от проекта к проекту. Пульсирующий характер создания произведений как контролируемый процесс. Ещё одно наблюдение касательно контроля: художнику важно направлять реакции зрителя, синхронизировать режим восприятия с временным режимом, в котором реализуется повествование. Да, при всех технологических наворотах (touch screen, transparent screen, другие интерактивные техники), Витковская — нарративный художник. Она любит старое доброе ремесло рассказывания историй. Другое дело — остро современное понимание того, что она подразумевает под нарративом.
На самом деле, Лидия оказалась на острие любопытных явлений самого актуального порядка. На Западе ныне распространена теория «анимизма» — нового способа мыслить о вещах: как бы вне их предметности, объектности, вещности. Разумеется, подобное «возвращение объекта» происходит в контексте «the power of the commodity in capitalism, alongside capitalism ‘s tendency to reduce human subjects to the status of objects». Но если отвлечься от левой фразеологии, здесь есть смысл: анимизм есть архаическое, тотемное «живое» предметного мира, не связанное с прямой функцией и потребительским ресурсом. Разумеется, сегодняшние идеи анимизма не так уж и новы (достаточно вспомнить «деревянную открытку» Й. Бойса), но в нашем случае актуальны именно в связи с повествованием. («Повествовательный дискурс может существовать постольку, постольку он рассказывает некую историю» — Ж. Женнетт). Как мне представляется, Витковская в ряде своих работ и оказалась на перекрестке двух этих мощных трендов — анимизма и нарративности. Не берусь судить — отрефлексировано ли в контексте современных тенденций в искусстве. Или — прочувствованно ли в плане душевных движений". Александр Боровский