Брюллов Карл Павлович (1799–1852) «Юдифь и Олоферн». 1823.

Бумага, сепия, перо, кисть, 18,2×23,5 см.

Справа внизу поздняя надпись графитным карандашом: «К.Брюлловъ». На обороте этикетка выставки Старого и современного русского искусства во Дворце изящных искусств в Брюсселе в 1928 году. На ней надпись пером и чернилами на французском языке: «C. Brulloff / Etude Judith et Olopherne / Popoff / Paris».

На обороте авторские эскизы двух фигур и листвы, выполненные в технике сепии.

Происхождение: собрание Александра Попова, Париж (долгое время местонахождение работы было неизвестно).

Александр Александрович Попов (1880–1964) — коллекционер, антиквар. Член русского художественного сообщества в Париже. Кадровый русский офицер, эмигрировал в 1919 году в Париж, где в 1920 году открыл антикварный магазин, впоследствии ставший знаменитой антикварной фирмой «Попов и Ко».

Выставки: «Art Russe Ancien et Moderne», Mai-Juin 1928, Palais des Beaux-Arts, Bruxelles.

Публикации: каталог выставки «Art Russe Ancien et Moderne», Mai-Juin 1928, Palais des Beaux-Arts, Bruxelles, с.37, № 122; Лясковская О. «Карл Брюллов», Москва, 1940, № 34; Ацаркина Э. «Брюллов», Москва, 1963, с.382; Бурцева Э. «К.П. Брюллов. Юдифь и Олоферн. Первая публикация рисунка известного происхождения» // «Антикварный мир», 2012, № 6.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (Э.М. Бурцева).

В 1822 году К.П. Брюллов был послан в Италию пенсионером ОПХ, где жил и работал с 1823 по 1835 год. С июня 1823 года Брюллов находился в Риме. В письме К.П. Брюллова П.А. Кикину от 10 октября 1823 года впервые упоминается намерение художника написать картину на мифологический сюжет «Юдифь и Олоферн»: «...момент, мною избранный, — когда прелестная Юдифь с обнаженным мечом в руке, сделав последний шаг, уже готова поднять меч, но обращается вторично с молитвою к богу. Торвальдсен одобрил эскиз и весьма интересуется видеть картину...» («К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников», М., 1961, с.39). В том же издании опубликовано письмо К. Брюллова Обществу поощрения художников от 9 декабря 1823 года, в котором художник отчитывается о проделанной работе. На с.41 он пишет: «...Сделал картон, представляющий Юдифь и Олоферна. Юдифь готова уже поднять меч для отсечения главы упоенного Олоферна и обращается с молитвами к богу. Сей момент мной избран для избежания крови (отсеченная голова Олоферна мешала мне видеть прелестную Юдифь, написанную Бронзином, сия картина находится в палаццо Питти). Трудность освещения заставляет меня оставить сей сюжет, хотя г.Торвальдсен и советует мне осветить картину дневным светом, ссылаясь на картины сего сюжета древних мастеров; однако сие отступление от истории кажется мне непозволительным» .

Выдающийся русский живописец первой половины XIX века. Он был ведущим историческим живописцем и портретистом своего времени, разработавшим тип портрета-картины. Работал также в жанре акварельного портрета. Обращался к технике офорта. Был блестящим рисовальщиком, чьи рисунки чрезвычайно разнообразны по кругу тем, манере, техническим средствам. Художник использовал карандаш, черный мел, бистр, тушь, сепию, часто сочетая их с пером или кистью. В его творчестве встречаются строгие академические штудии, композиции в духе романтизма, выполненные бегло в свободной манере, с изображением поединков, всадников, восточные мотивы, к которым Брюллов часто обращался после путешествия на Восток, бытовые зарисовки.

Эстимейт: 2 500 000 – 2 700 000 руб.