Дебютная книга Александра Родченко
Аксенов, И.А. Коринфяне. (Трагедия) / фронт. А. Родченко. М.: Центрифуга, 1918. XIV, 66 с., ил. 18×14 см. В издательской обложке. Потертости, небольшие загрязнения обложки, фрагментарные загрязнения страниц. Надрыв и утрата фрагмента корешка. Блок преимущественно чистый. Экземпляр без 6 с. объявлений.
В 1914 году в Казань, где учился Родченко, приехали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Родченко побывал на их вечере и записал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклонником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал для Александра Родченко переломным. В конце 1915 года он переезжает в Москву, где через общих друзей знакомится с Владимиром Татлиным, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять участие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Малевичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими.
В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом искусстве, вдохновленном наукой и техникой, он впервые использует «нехудожественные» инструменты — циркуль, линейку, валик. Судя по всему, опыт этого эксперимента отразился на дебютной книжной иллюстрации Родченко, помещенной в «Коринфянах».
Библиографическая редкость. В открытой продаже издание нами найдено не было.