Экземпляр Великого князя Николая Николаевича
Иллюстрации к Запискам сумасшедшего Н.В. Гоголя. Фотографии без ретуши, снятые с Московского артиста Андреева-Бурлака при исполнении им роли Поприщина. [На рус. и фр. яз.] СПб.: Издание Константина Шапиро, 1883. 4, XVI, 30 с., 15 л. (30 фот.). 26×20 см. В роскошном переплете синего бархата с серебряными накладками на крышках: великокняжеской короной на передней и четырьмя жуковинами на задней. Шелковые форзацы, серебряный обрез. На переднем форзаце экслибрис Великого князя Николая Николаевича, на авантитуле слепой конгревный экслибрис Александра Ильича Владыкова. Листы фотографий — двусторонние паспарту. Надрыв первого листа паспарту, надрывы корешка.
Актер Андреев-Бурлак исполнял монолог Поприщина из «Записок сумасшедшего» в условиях фотографического павильона. По поводу этого альбома В.В. Стасов, чья рецензия также вошла в альбом, писал: «У нас в Петербурге важная художественная новость. Нечто такое, что, по моему мнению, найдет себе непременно подражателей не только здесь, в России, но и в остальной Европе».
«Важная новость», главным образом, состояла в том, что серия фотографий Шапиро являлась одной из первых попыток проиллюстрировать художественное произведение фотопортретами и одновременно запечатлеть харизму, эмоции и игру театрального актера. Сам Шапиро писал об этом так: «... Многие славные артисты унесли с собою в могилу воспроизведенные ими на сцене характеры, созданные великими художниками слова, тогда как многое могло бы быть сохранено от них для потомства при помощи художественно сделанных фотографий».