ARTInvestment.RU: «Литфонд» 16 декабря. Краткие итоги
16 декабря пятыми в своей истории торгами под названием «Редкие книги Серебряного века и русского авангарда» завершил 2015 год новичок сезона аукционный дом «Литфонд».
Каталог торгов «Литфонда» вышел, как это уже понятно из названия, тематическим: особое место в нем заняли стринги, посвященные футуризму, футуристам и их окружению. Чего только стоит подборка из 17 стеклографированных изданий «Неизданный Хлебников» 1930 года (лоты 203–219) или одна из самых ранних и наиболее редких книг Алексей Кручёных «Полуживой» 1913 года, иллюстрированная литографиями Михаила Ларионова (лот 26) и многое другое. А топ-лотом торгов до начала аукциона считалось редчайшее летучее издание «УНОВИС. Листок Витебского Творкома № 1 от 20 ноября 1920 г.», изданное авангардным объединением «Утвердители нового искусства» (УНОВИС), организованным К. Малевичем (лот 118).
Но то было до начала торгов. Ход аукциона расставил всё по своим местам.
Сначала общие результаты. За два с половиной часа торгов усилиями бессменной ведущей «Литфонда», неподражаемой Елены Горской, а также всех участников аукциона, присутствовавших в зале лично и заочно, удалось распродать почти 60 % каталога — 180 из 307 выставлявшихся на торги лотов. Общая выручка вечера составила более 16 миллионов рублей, или 79,5 % от среднего суммарного эстимейта каталога.
В этот раз аукцион предваряла необычная даже для «Литфонда» и удивительно вдохновляющая культурная программа — не художественное чтение стихов, а настоящий музыкальный салон: романсы на известные произведения поэтов Серебряного века для собравшихся в зале «Ярославль» отеля «Балчуг Кемпински» двух с лишним десятков гостей исполняла Ирина Крутова.
Не удивительно, что в такой обстановке, именно присутствовавшие в зале участники аукциона в этот раз задавали торгам и темп и тон: именно в зал ушло более трети всего проданного — 79 лотов. Удивительную активность проявил на протяжении всего хода торгов и Интернет, забравший, в итоге 61 лот. Телефонным участникам досталось 25 лотов, и 15 лотов было продано по заочной ставке.
Предаукционный топ-лот — практически уникальный «УНОВИС. Листок Витебского Творкома № 1 от 20 ноября 1920», выставленный с наивысшим эстимейтом каталога 3,25 млн рублей, — увы, остался без покупателя. Зато розыгрыш всего остального каталога с лихвой компенсировал это небольшое разочарование. (К слову сказать, исключив из статистики эстимейт и нулевой результат этого самого 118-го лота, получим близкий к рекордному результат сезона по деньгам — 94,68 %.)
Самой дорогой книгой вечера, вполне в духе последних тенденций московских букинистических торгов, стала «Книга Маркизы» Константина Сомова — расширенная антология эротической литературы Франции XVIII века, так называемая «Большая Маркиза» 1918 года, с иллюстрациями ручной раскраски. Со старта в 1 миллион рублей по заочной ставке книга досталась покупателю по телефону за 1 100 000 рублей.
Буквально в полушаге от миллиона остановился розыгрыш книги «Поросята» Зины В. и А. Кручёных 1914 года издания, с дарственной надписью Алексея Кручёных Всеволоду Иванову на обложке (лот 43). Книга заинтересовала сразу нескольких участников в зале и как минимум двух игроков в Интернете. Со старта в 450 000 рублей цена «Поросят» поднялась до 975 000 рублей, за которые книжка и ушла в зал, став при этом самым дорогим лотом среди изданий футуристов.
Вообще издания футуристов расходились очень и очень неплохо. Пять из десяти самых дорогих результатов прошедших 16 декабря торгов показали книги Алексея Кручёных, а общая сумма выручки за все лоты, связанные с его именем (всего их в каталоге было 16), составила почти четверть от общего дохода аукциона — более четырех миллионов рублей. Так, литографированное издание А. Кручёных с иллюстрациями К. Зданевича «Учитесь Худоги» 1917 года выпуска, с автографом Кирилла Зданевича на форзаце (лот 74), с заочного старта в 550 000 в борьбе с интернет-участником, досталось заочному же покупателю за 900 000 рублей. Вдвое выше стартовой цены оказалась цена молотка и еще одного литографированного издания Кручёных — книги «Полуживой» 1913 года выпуска с иллюстрациями М. Ларионова (лот 26): за одну из наиболее ранних и редких книг литератора-футуриста, со старта в 350 000 рублей, спорили сразу несколько онлайн-претендентов, молоток ударил на ставке 700 000 рублей. За те же 700 000 рублей, но на сей раз втрое выше стартовых 280 000 рублей, в зал ушло и ещё одно интересное издание А. Кручёных — автографированная книга «Замауль» (лот 93).
Не меньшим успехом пользовались и издания Велимира Хлебникова. Например, стринг из 16 (из существующих 24) стеклографированных выпусков издания «Неизданный Хлебников» (лоты 203–218), выпускавшихся на правах рукописи в 1928–1930 годах под редакцией А. Кручёных, показал поразительный 100%-ный результат! Общая цена всех лотов стринга составила более 1,6 миллиона рублей, т.е. более 10 % всей выручки торгов. По стартовой цене в 70 000 рублей в интернет ушел только один из лотов — 70-й экземпляр 11-го из 24 выпусков «Дневники Хлебникова», изданный в Москве «Группой друзей Хлебникова» в 1929 году (лот 209). За все остальные лоты участники аукциона боролись. Самую же высокую цену заплатили за поэму «Разин», опубликованную в 1–2 выпуске «Неизданного Хлебникова» за 1928 год (лот 203); поэма публиковалась на правах рукописи и вышла ограниченным тиражом (100 нумерованных экземпляров), к тому же не предназначенным для продажи, — словом, со всех сторон редкость. Экземпляр № 4 был разыгран между двумя участниками в зале и, со 100 000 рублей старта по заочной ставке, достался победителю за 170 000 рублей.
Большой интерес публики вызвали книги поэта и переводчика, одного из основателей и главных теоретиков имажинизма, Вадима Габриэлевича Шершеневича. Восемь проданных из шестнадцати его книг, вошедших в пятый каталог «Литфонда», принесли организаторам чуть менее 500 000 рублей. Самая дорогая из них — редкая первая книга поэта «Весенние проталинки» 1911 года, с обложкой работы Л. Зака и автографом автора на титульном листе (лот 20). С достаточно скромного старта в 60 000 рублей, в борьбе телефонного покупателя, онлайн-игрока и участника в зале, лот достался последнему за 150 000 рублей.
Спасибо «Литфонду» за доставленное удовольствие! Что ни говорите, а культурная программа перед собственно аукционом — отличный ход! Кроме того, похвалы и уважения заслуживает и благотворительная деятельность аукционного дома.
Остается поздравить «Литфонд» с отличными результатами. А в наступающем 2016 году желаем ему только одного: не сбавлять темпа и продолжать радовать нас высоким уровнем и продаж и организации своих букинистических праздников.
Мария Кузнецова, AI
Опубликовано 29 декабря 2015 года