Как Олень подарил Котию Петербург...
[Ахматова — Олень, Пунин — Котий...] Шиллинговский, П.А. Петербург. Руины и возрождение гравюры на дереве / доски резаны автором в сотрудничестве с В.Г. Антоновым, вступительная статья В.Г. Беренштама. Пб.: Полиграфический отдел Академии Художеств, 1923. 3 л. текст., 5 л. гравюр. 33 × 38,5 см. В издательской гравированной папке. Утрата титульного листа, 2 л. текста и 5 л. гравюр, задняя часть папки восстановлена, загрязнения. На листе с издательской маркой автограф Анны Ахматовой, адресованный мужу Николаю Пунину: «Котию милому в день его рождения на память о ночных прогулках и плаваниях / Олень / 16 ноября 1924 г. / ст. ст. / Ленинград». Ранний семейный автограф Ахматовой адресован третьему мужу историку искусства Николаю Пунину. Пунин в личной переписке часто называл Ахматову Оленем, она его — Котием. Например, в письме Н. Пунина к А. Ахматовой от 15 июля 1924 года читаем: «Здравствуй, Олень! — твой Киев, хохлушечка; — хочешь ты того или не хочешь, а они похожи на тебя, здешние крестьянки. Как было красиво сейчас, любимая. Шел мелкий дождь с утра, как подъехали к Днепру, стало проясниваться — тогда из пара и облаков выплыли призраками лаврские купола — так ты иногда выплываешь ко мне, Олень, с распятием на лбу. Смотрел на город и думал о том, что ты могла бы все показать мне в нем, рассказать, где, кого. когда любила (тоже занятие!). Я не теряю надежды, что на обратном пути здесь свидимся — или уже забудешь, моя невинная предательница? Как я тебя люблю; дикое чувство, бессмысленное...».
Настоящее издание отпечатано ручным способом под личным наблюдением автора в количестве 500 нумерованных экземпляров. Наш экземпляр № 46.
Павел Александрович Шиллинговский (1881-1942) — гравер, живописец, педагог, ученик Василия Васильевича Матэ. Павел Александрович защищал дипломную работу как живописец, но в дальнейшем обратился к искусству гравюры, которой не изменял в течение жизни. Художник старался добиться успеха во всех видах граверного дела. Впервые работы Шиллинговского появились на выставках в начале 1910-х годов и сразу обратили на себя внимание критиков. Альбом «Петербург. Руины и возрождение» является одной из самых значительных работ художника в технике ксилографии и в настоящее время является библиографической редкостью.
Черных, В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой, 1889-1966. М., 2016, с. 235.
Опубликовано 10 мая 2022 года