Врубель в подарок от Римского-Корсакова
[Собрание композитора Р.М. Глиэра] Ваза-кашпо «Цветы и листья». Россия, керамическая мастерская «Абрамцево», М.А. Врубель. 1890-е.
Майолика, ручное формование, лепной рельеф, поливы, люстр. Высота 31 см, диаметр горловины 21,5 см, диаметр основания 15 см.
Происхождение: собрание композитора, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля Рейнгольда Морицевича Глиэра (1874-1956).
К лоту прилагается письменное подтверждение правнука композитора, Олега Юрьевича Глиэра: «Данная ваза принадлежала моему прадеду, композитору Рейнгольду Морицевичу Глиэру и находилась в нашей семье. Со слов моего отца, Глиэра Юрия Леонидовича, эта ваза работы М.А. Врубеля была подарена прадеду в начале 20го века композитором, членом Беляевского кружка Н.А. Римским-Корсаковым. Правнук Р.М. Глиэра <подпись> Глиэр Олег Юрьевич 22 февраля 2015 г.».
Драгоценный перламутровый люстр, имитирующий мерцание раковины, ручная лепка характерных деталей говорят об уникальности предмета, исполненного непосредственно М.А. Врубелем.
Метод выделения контура с использованием изобретённых П.К. Ваулиным серо-серебристых глазурей (камин «Микула Селянинович», «Садко»), так любимых и широко используемых М.А. Врубелем, узнаваемы и не оставляют сомнений в его авторстве.
Большое число аналогий возникает при сопоставлении вазы с живописными произведениями М.А. Врубеля, написанными в период с 1890-х по 1892 годы.
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова (К.М. Шмакова, Р.Р. Мусина).
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) — русский художник рубежа XIX-ХХ веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Он был крупнейшим художником Абрамцевской гончарной мастерской, во многом предопределившим ее эстетику и формальные поиски. Он первым отказался от реалистической раскраски скульптуры, обобщив керамическую форму единым, отвлеченным от реальности цветом.
Петр Кузьмич Ваулин (1870-1943) — керамист, технолог, внесший огромный вклад в развитие керамического и изразцового искусства и в восстановление старинных технологий глазурования.
Опубликовано 7 мая 2022 года