Кулачный бой от приятеля Пиросмани
[Современник Нико Пиросмани] Ходжабегов Вано (Ованес Ходжабекян) (1875–1922) «Кулачный бой». Начало ХХ века.
Бумага, акварель, 21,5×32 см.
В нижней части изображения авторские название, подпись и дата. На подложке оттиск штампа архива С.М. Городецкого.
Происхождение: из архива поэта, публициста и художника Сергея Митрофановича Городецкого (1884–1967).
Грузинский график-примитивист армянского происхождения, современник Нико Пиросмани. Выходец из бедной семьи, был женат и имел семерых детей. Занятия искусством не приносили дохода, поэтому вынужден был заниматься неквалифицированным трудом (в частности, работал швейцаром). Из-за бедности, Ходжабегов не мог позволить себе покупать холсты и краски, поэтому выбрал в качестве жанра рисунок, требовавший гораздо более дешевых карандашей и бумаги, и достиг в этом жанре больших успехов. Зарисовки уличной жизни Тифлиса, мастерски выполненные Ходжабеговым, ходили по рукам и были хорошо известны в городе. Писательница Римма Канделаки создала сборник из двух повестей «Бродил художник по городу», в котором первая, одноименная, повесть была посвящена Пиросмани, тогда как вторая — «Швейцар из кафе „Унион“» — Ходжабегову. В 1983 году на киностудии «Арменфильм» вышел полнометражный художественный фильм «Зажжённый фонарь», посвящённый Вано Ходжабегову (режиссёр Агаси Айвазян).
Опубликовано 8 мая 2022 года