Самая вкусная книга...


Пищевая индустрия / оформ. Эль и С. Лисицкие. М.: Наркомпищепром СССР; Огиз-Изогиз, 1936. [266] с.: ил., цв. ил. (включая страницы с клапанами). 37×24 см. В издательском составном переплете: ткань, ледерин; издательский футляр. Титульный лист выполнен способом слепого тиснения. Небольшие трещины и надрывы на корешке, небольшие загрязнения крышек; потертости и небольшие надрывы на ребрах футляра. Нет портрета Сталина. Блок расшатан, надрыв нижнего поля 7-ми листов, небольшие пальчиковые загрязнения, страницы преимущественно чистые.

Основные фотоработы в альбоме: А. Гаранин, П. Клепиков, М. Менджерицкий, Л. Смирнов, А. Скурихин, С. Фридлянд, А. Шайхет, Н. Штерцер, Д. Шулькин. Карты-схемы по рисункам И.И. Лейстикова. Материалы для карт-схем составили М.И. Ильинский, Н.А. Чертков. Наблюдение за выпуском карт — Б.Ф. Хорьков. Издательская часть — Б.А. Соморов, А.В. Бриллиантова. Печать способом меццо-тинто и литографии выполнены 1 -й Образцовой типографией ОГИЗ РСФСР треста «Полиграфкнига». Москва, Валовая, 28. Печать цветных клише выполнена 21-й типографией им. Ив. Фёдорова ОГИЗ РСФСР треста «Полиграфкнига». Ленинград, Звенигородская, 11. Набор выполнен наборным цехом Изогиза. Москва, Цветной бульвар, 25. Переплетно-брошюровочные работы выполнены художественной переплётной фабрикой Изогиза и Полиграфической фабрикой Дзержинского промтреста. Начало сдачи в производство 15 июня 1936 г. Подписано к печати 14 августа 1936 г. Последний лист отпечатан 24 ноября 1936 г. Объём 50 печ. листов. Тираж 6000 экз.

Сказ о сытой жизни начинается с двух изданий «Пищевой индустрии», вышедших в 1936 году. Альбом-папку и книгу оформляли Эль Лисицкий и Софи Кюпперс. Последовательность имен художников в выходных данных книги не соответствует реальному положению дел, так как большую часть времени, пока готовился альбом, Лисицкий находился на лечении в санатории на Кавказе и тяготы отношений с ИЗОГИЗом взяла на себя его жена Софи Лисицкая-Кюпперс, она была и автором некоторых коллажей. Кюпперс вспоминает, что она провела и окончательное утверждение альбома в верхах, после чего он был сделан за две недели. Вкус Лисицкой-Кюпперс, искусствоведа и галеристки из Ганновера, определил визуальный ряд: фотографии в альбоме похожи на рекламу западных магазинов. Эти картины подтверждали официальный миф о сытой жизни, о прилавках, полных продуктами, о магазинах, похожих на восточные дворцы, но едва ли соответствовали реальности.

Карточки на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель отменили с 25 сентября, а на хлеб, муку, крупу только с 7 декабря 1935 года. В иллюстрациях перемешались множество визуальных языков: пропагандистского плаката, рекламы, соцреализма и даже аллюзий на сюрреализм. Пропагандистский альбом издан по материалам пленума ЦК ВКП(б) 22 декабря 1935 года и являлся «иллюстрацией» доклада А.И. Микояна, посвященного стахановскому движению в пищевой промышленности. Выделим наиболее интересные из них: «Спирт», «На Гурьевском рыбоконсервном заводе им. Л. Кагановича», «Мясокомбинат», «В магазине Главхладопрома», «Хлебзавод». Не менее зримы подзаголовки доклада: «Создана могучая индустрия. В старых коробках новая техника. Новая промышленность, новые люди, новая культура . Стахановское движение на сахарных заводах. Стахановское движение на рыбных промыслах, спиртовых, маслобойных и других заводах пищевой промышленности».

Библиографическая редкость.

Карасик. Парадная книга, с. 142-147 (ошибочно — 180 с.), Карасик. Искусство убеждать, с. 136-139.


Опубликовано 22 июня 2022 года


Ближайшие аукционы