Лучшие интерьеры России от Константина Коровина


Коровин Константин Алексеевич (1861-1939). Интерьер дачи [в Гурзуфе]. 1914 г. Бумага на фанере, масло. 18,6×27,2 см; в деревянной раме под стеклом 48,5×55,5 см. Слева внизу подпись и дата «Конст. Коровинъ 1914». В хорошем состоянии.

На основании представленного экспертного заключения Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова за подписью экспертов И.В. Геращенко и Ю.В. Чайкиной авторство К.А. Коровина подтверждается. Произведение «Интерьер» 1914 года, как подлинное произведение выдающегося русского живописца, имеет антикварно-коллекционное значение и может представлять интерес для музейного собрания.
Произведения с изображением интерьера с расположенным столом с букетом цветов на переднем плане, стульями, диванами или креслами в глубине и окном или дверным проемом появились в творчестве Коровина еще в 1880-е годы и заняли важное место в его творческом наследии. Чаще всего художник изображал интерьеры своей дачи в Гурзуфе или охотинской мастерской, используя, как правило одни и те же предметы — стол, кресла, стулья, вазы, розы, подсвечники, изображая их в разных ракурсах, усиливая контрасты света и тени, изменяя освещение.

Светотеневое построение на рентгенограмме с исследуемой картины идентично с рентгенограммами работ К.А. Коровина 1910-х годов. Состояние художественных материалов (основа, прозрачность и замесы красочных паст) и признаки их старения не противоречат дате, указанной в подписи — 1914 год, что подтверждается химическим исследованием.

Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Академик живописи (с 1905 г.). Главный декоратор и художник московских театров (с 1910 г.).

В 1902 году Коровин приобрёл у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино (Переславский район Ярославской области). Чуть позже, часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупил Фёдор Шаляпин, и по проекту Коровина также построил себе дом.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу. Двухэтажная вилла была построена на месте бывшей харчевни и своими чёткими геометрическими формами свидетельствовала о наступлении эпохи конструктивизма в архитектуре. На протяжении 1910–1917 годов художник подолгу жил на гурзуфской даче. Особенно после несчастья с сыном, когда Коровин надолго уехал в Гурзуф (в 1913 году сын художника попал под трамвай и лишился стопы). Здесь художник много и плодотворно работал. В работах, залитых солнечным светом, он часто изображал достаточно большое пространство, словно стараясь утвердить живительную силу лучей, несущих с собой тепло — этот источник благодати и красоты.

Название своей даче Коровин дал несколько необычное для Крыма — «Саламбо», в память об удачно оконченной работе над декорациями к балету А. Ф. Арендса «Саламбо» по одноименному роману Г. Флобера. На даче «Саламбо» бывали И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. М. Горький, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Ф. И. Шаляпин. Хозяин дачи «Саламбо» писал в своих картинах розы, которые было видно из окон на фоне моря. Сегодня любой приезжающий в Гурзуф курортник в мае месяце обязательно обратит внимание на великолепные жёлтые розы, оплетающие арку входа в Дом творчества Художественного фонда, как теперь именуется бывшая дача. Другая такая же роза находится во дворе, внутри.


Опубликовано 21 сентября 2022 года


Ближайшие аукционы