ARTInvestment.RU: Фотографии Людмилы Гурченко и рисунки Алексея Ремизова — топ-лоты аукциона «Литфонд» 19 марта
В поддержку музея-мастерской Людмилы Гурченко собрали более 1,4 миллиона рублей, а 20 рисунков Алексея Ремизова к его сказке «Тулумбас» продали за 9,5 миллиона.
Девятнадцатого марта в доме «Литфонд» прошел большой аукционный вечер. На первой сессии торгов продавали лоты, связанные с именем Людмилы Марковны Гурченко, чтобы поддержать ее Музей-мастерскую, а затем очередь дошла до второй сессии, на которой участникам предложили книги, документы, произведения искусства, посвященные Всемирному дню театра.
Первая сессия аукциона, озаглавленная «Жизнь моя, кинематограф…», вызвала небывалый ажиотаж, что и немудрено: торги, связанные с именем того или иного известного лица, давно проводятся за рубежом и являются неотъемлемой частью мирового аукционного рынка, однако в России подобная практика пока еще редкость, почти экзотика. Поэтому уже за час до начала торгов в зале «Чацкий» отеля «Метрополь» (одного из любимых мест Л. М. Гурченко, по словам её мужа Сергея Сенина) было очень многолюдно: собрались почитатели таланта Гурченко, постоянные клиенты «Литфонда» и пресса (которой, к слову, в какой-то момент было даже больше, чем покупателей). К старту торгов по первому лоту каталога — костюму королевского синего тона с рельефной вышивкой золотыми нитями от модельера Вячеслава Зайцева в зале собралось человек пятьдесят, а то и больше. Еще двадцать с лишним участников наблюдали за торгами в режиме реального времени через Интернет.
Пятьдесят пять лотов первой сессии разыграли буквально за час. Учитывая специфику аукционного дома, неудивительно, что в первую очередь новых владельцев находила печатная продукция, связанная с именем великой актрисы, — фотографии, рекламные плакаты к фильмам, тексты песен и сценариев и др. Фотографии, например, разошлись почти все: с молотка ушло 10 из 13 фотопортретов Гурченко. Нашел нового владельца и портрет Людмилы Марковны кисти Никаса Сафронова (лот 34) — холст за 120 000 рублей достался участнику в зале.
Что касается костюмов, то тут ситуация несколько иная: коллекционирование одежды у нас пока такое же экзотическое занятие, как, пожалуй, проведение подобных аукционов. Однако пять проданных предметов этой категории принесли организаторам торгов более 60 % всей выручки в этом разделе — более 840 000 рублей.
Общие же цифры первой сессии «Литфонда» 19 марта таковы: с молотка ушел 21 из 55 лотов (38,8 %) раздела на общую сумму почти 1,4 миллиона рублей. Для первого раза не так уж и плохо.
Вторая сессия торгов «Всемирному дню театра посвящается. История искусств, театр, кино и музыка: редкие книги, автографы, фотографии, живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства» прошла в более привычном для аукционов «Литфонда» темпе и с гораздо большей результативностью.
В зал ушел и лот 172 — собственноручное письмо Всеволода Мейерхольда, адресованное театральному режиссеру, работавшему в театре Мейерхольда в 1920-30-х, Владимиру Семеновичу Канцелю. Письмо, касающееся возмутительного поведения актера Игоря Ильинского и датированное 15 июля 1935 года, вызвало интерес у одного из участников в зале и одного телефона. В затяжной дуэли победил зал, забравший лот за 720 000 рублей (старт 200 000 рублей).
Но это всё зал. Самой высокой ценой молотка для телефона стали 600 000 рублей, который согласился заплатить один из участников за лот 41 — книгу А. Н. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» 1910 года издания.
Самой дорогой покупкой интернет-игроков стал лот 36 — групповая фотография художников на выставке Товарищества Передвижных художественных выставок 1906 года фотографа К. Фишера. За интереснейший групповой портрет, на полях паспарту которого каллиграфическим почерком подписаны имена художников, а по нижнему полю — дарственная надпись, адресованная одному из художников, запечатленных на снимке: «Многоуважаемому Ник. Никанор. Дубовскому 1897–1906 г. От К. Фишер», сражались три участника — зал и два онлайн-претендента. В итоге со старта в 90 000 рублей лот достался победителю в четыре с лишним раза дороже, за 400 000 рублей.
Напоследок еще одно замечание из серии «удивительное — рядом». Одним из самых ходовых товаров на прошедших 19 марта торгах «Литфонда» стали книги театральной и кино-тематики, вышедшие в издательстве Academia в 1920-х годах. При достаточно низких, прямо скажем, самых доступных из всей каталожной подборки предварительных оценках, уходили эти издания зачастую в десятки раз выше стартов. Самыми дорогими в стринге «Академии» стали два издания 1926 года: «Азеф. К постановке в Большом драматическом театре», авторства А. Толстого и П. Щеголева (лот 109) и «Кино-трюки» Ф. Тальбота (лот 110). Со стартов в 1 000 и 3 000 рублей соответственно обе книги были проданы по 70 000 рублей. Вот что значит досконально знать, что хочет увидеть на торгах публика! Ведь по каждой книге шла нешуточная борьба, с участием и зала, и интернета, и телефона.
Ну что же, поздравляем «Литфонд» с очередными удачными букинистическими торгами и большим шагом отечественного аукционного рынка в развитии торгов, посвященных памяти того или иного человека.
Новых результатов «Литфонда» можно ждать уже совсем скоро, следующий аукцион «Редкие книги, рукописи, автографы, плакаты, фотографии и открытки» пройдёт уже 7 апреля в залах московского отеля «Марриотт Ройал Аврора».
Опубликовано 1 апреля 2016 года