ARTInvestment.RU: «Литфонд» 18 июня 2016. Краткие итоги
Высокий (даже для «Литфонда») результат сделали профильные лоты.
В прошедшую субботу, 18 июня в зале «Долгорукий» отеля Four Seasons аукционный дом «Литфонд» провел 18-е в своей истории торги «Редкие книги, рукописи, фотографии и плакаты».
Помимо нового места проведения (в недавно открытом отеле Four Seasons («Москва») торги проходили впервые), аукцион отличался еще и необычным для «Литфонда» стрингом из нескольких лотов ювелирного и декоративно-прикладного искусства, представленных на торги партнерами аукционного дома. Что и понятно: аукцион проводился в рамках Торжественного благотворительного вечера, при поддержке Министерства культуры РФ, Агентства по международным проектам в области культуры, образования и спорта, Международного альянса «The Luxury Network», Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, ряда ведущих российских ювелирных компаний. Кроме того, по заявлению организаторов, часть средств, вырученных в ходе торгов, направят на гранты выдающимся студентам Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже и Художественно-профессионального лицея Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже.
В общем, мероприятие было светское, и в этот раз компанию постоянным покупателям «Литфонда», библиофилам и собирателям составила светская публика — девушки модельной внешности и их спутники. К началу торгов в зале было человек сорок, а может, и больше. Еще примерно два с половиной десятка участников наблюдали за ходом аукциона в режиме реального времени через Интернет.
Наторговали в итоге на 8,5 млн. руб. — 23,66 % среднего эстимейта всех лотов каталога. Самыми популярными, несмотря на обилие новых лиц в аукционном зале, остались профильные для «Литфонда» книги. Ни серебряный «Заяц» работы Санкт-Петербургской фирмы Карла Фаберже 1910–1917 годов (лот 171, эстимейт 6 5–7 млн руб.), ни шикарный рояль Blüthner PH Grand by Paul Henningsen (лот 173, эстимейт 8,95–10 млн руб.), ни почти все остальные люксовые лоты этого партнерского стринга, к сожалению, в тот день покупателей не нашли. Более того, букинистическая часть каталога, если посчитать ее отдельно, показала довольно высокий (даже для «Литфонда») уровень ухода как по лотам — более 60 %, так и по деньгам — 82 % от среднего суммарного эстимейта.
Более половины (52 из 100) проданных лотов в этот раз досталось залу. Интернет и телефонные игроки проявили практически равную активность и купили 24 и 21 лот соответственно. Заочная ставка оказалась в выигрыше всего три раза.
Миллионных продаж в прошедшую субботу на «Литфонде» не случилось, зато за 500 000 руб. перевалили сразу три лота. Первый из них — книга Афанасия Филимоновича Шафонского «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770–1772 год…» 1775 года издания с авторской дарственной надписью графу Петру Александровичу Бутурлину (лот 6). Со старта в 300 000 руб., лот был разыгран между двумя телефонами и ушел победителю через пять шагов за 550 000 руб. За ту же сумму буквально несколько минутами позднее был продан лот 33 — десять листов в составном переплете «Гравюры на меди крепкою водкою» И. Шишкина 1873 года из собрания герцога Г. Г. Мекленбургского. За обладание очень редким альбомом офортов признанного классика отечественной живописи с 350 000 руб. старта боролись два телефона и интернет-участник. Выиграл снова телефон.
Самую высокую для зала цену — 500 000 руб. — заплатили за полный комплект, из 90 выпусков, иллюстрированного журнала «Столица и усадьба. Журнал красивой жизни» 1913–1917 годов (лот 83). За журналы, оформленные в пять ледериновых переплетов и одну издательскую обложку, со старта в 300 000 руб. вступил в бой и интернет, но ставку зала перекупить ему не удалось. Залу достался и еще один редкий полный комплект ежемесячного литературно-художественного иллюстрированного журнала «Жар-птица» — самого роскошного периодического издания первой волны русской эмиграции (лот 106). 14 номеров 1921–1926 годов в двух современных цельнокожаных переплетах ушли в новые руки за 400 000 руб., со старта в 120 000 руб.
Потерпев поражение в борьбе за журналы, интернет-участники всё же взяли свое. А один из них так и просто стал своеобразным героем дня, купив один из самых заметных лотов аукциона — «самую тяжелую награду в истории»: чугунную медаль «За пьянство. 1714» изготовленная к юбилею Санкт-Петербургского общества попечительства о народной трезвости в 1914 году. Эта медаль — копия «награды» 1714 года, учрежденной Петром I для борьбы с повсеместным российским пьянством. Любопытно, что Петр I делал ставку не столько на обличительную надпись — «За пьянство», сколько на вес медали. Вместе с цепями и ошейником «трофей» весил около 7 кг, за что и получил звание самой тяжелой медали в истории. Медаль вешали на шею так, что её невозможно было снять самостоятельно и, по некоторым данным, «повинность» следовало носить в течение недели.
Продажей этой «медали» закончился один из самых напряженных и долгих розыгрышей всего дня. Со скромного старта в 80 000 руб. в упорной борьбе сразу нескольких интернет-участников лот подорожал в четыре с половиной раза и достался победителю за 360 000 рублей.
К слову, эта же медаль уже продавалась три года назад на одном из московских аукционов, но тогда она досталась новому владельцу значительно дешевле — за 220 000 руб. Очевидно, борьба с вредными привычками с каждым годом становится дороже.
Помимо журналов о красивой жизни и темы здоровья, большим успехом у участников торгов пользовались издания, связанные с именем художника Леона Бакста, чья ретроспективная выставка открылась недавно в ГМИИ. Один из 500 экземпляров редкой парижской книги «Рисунки Леона Бакста к “Спящей красавице”…» на французском языке, выпущенной в 1922 году (лот 110), стартовав с 70 000 руб., ушел в зал более чем втрое дороже — за 220 000 рублей. А один из 315 экземпляров монографии А. Левинсона «Бакст. История жизни художника» на английском языке 1923 года издания с тех же 70 000 старта, ушел чуть дешевле — за 180 000 рублей.
В общей сложности планку в 100 000 рублей в ту субботу перешагнуло 27 (из 100) проданных лотов. Легко подсчитать, что 27 % самых дорогих лотов 18-го аукциона «Литфонда» принесли в копилку организаторов 74 % (6,3 миллиона рублей) всей выручки торгов.
Ну что же, чем больше «Литфонд» экспериментирует с составами своих каталогов, тем интереснее следить за их торгами.
Забегая вперед, скажем, что следующий, 19-й аукцион «Литфонда» с успехом прошел вчера в залах отеля «Националь». О результатах торгов мы расскажем на нашем сайте в ближайшее время.
Опубликовано 25 июня 2016 года