Уважаемые дамы и господа, поздравляем вас с наступающими праздниками!
Пожалуйста, ознакомьтесь с графиком работы Аукционного дома «Литфонд» на майские праздники.

«Здесь бывших не бывает…»

Интервью генерального директора Аукционного дома «Литфонд»
Сергея Бурмистрова для Гильдии антикваров-книжников.

В сезоне 2015-2016 гг. букинистические аукционы переживают бум. В этом  сезоне был создан и Ваш АД «Литфонд. Чем объясняется такое оживление  в торговле букинистикой? И что Вас лично подвигло к  созданию  «Литфонда»?

Я давно говорил о том, что несмотря на наличие нескольких известных аукционных домов на рынке антикварных книг и букинистики, говорить о серьезной конкуренции еще рано и, на мой взгляд, данный сегмент рынка имеет еще очень хороший потенциал для развития. Конечно, при условии не только увеличения количества игроков, но, в первую очередь, при условии улучшения качества подборки коллекций, улучшения уровня сервиса, введения дополнительных услуг и прочее.

Что касается оживления на рынке, то мы это предполагали еще в начале 2015 года, когда сложившаяся экономическая ситуация показал несостоятельность вложения средств в недвижимость и банковский сектор. Сейчас, по нашим наблюдениям, в сфере антикварной книги появляются не только новые коллекционеры, но и новые инвесторы, которые выделяют дополнительные бюджеты на приобретение редких книг. А учитывая, что в сфере антиквариата и коллекционирования, раздел антикварных книг менее всего пострадал от подделок, то, естественно, что выбор инвестора, для минимизации рисков, в первую очередь падает на книжный антиквариат. Второй аспект, это пробуждение дополнительного интереса к русской истории и ее важным событиям: как не избито это звучит, в связи с возникновением хорошо забытых патриотических настроений в обществе. Ведь даже средства массовой информации стали гораздо активнее писать сегодня о книгах, которые сыграли важную роль в историческом развитии нашего общества.

В силу всех вышеперечисленных тенденций и возник «Литфонд», так как здесь мы планируем реализовывать множество проектов, связанных с развитием отечественного рынка антикварных книг – есть возможности, желание и свобода действий.

Невероятно расширилось поле букинистики – это, практически весь материал понятия «Старая бумага». Такой объем и разнообразие  материала возмещает в какой-то мере стагнацию рынка живописи?

Слава Богу, что такое определенное обилие материала еще сохранилось. Я часто слышу от старых уважаемых книжников, что по их мнению, такое разнообразие редких книг должно было бы давно закончиться. Но, как показывает практика, в частных собраниях большинство из подобных книг хранятся с большим пиитетом и любовью, а значит эти экземпляры будут радовать еще не одно поколение книжников.

Что касается живописи, то, конечно, конкурировать по объему предложений с рынком букинистики, данная сфера не может. Не надо забывать, что даже шедевры книгопечатания сохранились в силу своей тиражности в определенном количестве экземпляров, в то время, как любой живописный шедевр абсолютно уникален и не тиражен. И в силу гораздо более высоких цен на уникальные предметы живописи, подобные сделки по причине безопасности до сих пор в России стараются совершать келейно (к большому сожалению для аукционистов). Думаю, что если экономическая ситуация со временем стабилизируется и на открытом аукционном рынке появятся прецеденты больших продаж живописи, то владельцы картин увидят свою выгоду и придут на аукционы.

Исторические артефакты: документы, письма, автографы  сегодня предлагаются в большом временном диапазоне – уже выходит на торги материал 1970-1980-х годов. Мы присутствуем на развитии нового этапа букинистического рынка? Какова периодичность таких временных  обновлений ?

Вторая половина XX века открыла русской литературе ряд важных имен, но в силу советской цензуры, эмиграции и других причин частные собрания и архивы сохранили ничтожно малое количество книг, автографов, рукописей данных литераторов. Отсюда и такой высокий интерес и ажиотажный спрос. К примеру, если взять фигуру Владимира Высоцкого, который, по моему мнению, может считаться одним из самых ярких представителей русской советской литературы второй половины XX века, то большинство его архивов давно хранятся в государственных учреждениях, официальных прижизненных публикаций в России не было, книг с автографами, как правило, сборников, изданных за рубежом ничтожно малое количество. Поэтому и такой высокий интерес к его наследию. И те высочайшие цены, которые сегодня показывают зарубежные аукционные дома на его эпистолярное творчество, на мой взгляд, это далеко не предельные цены. Тоже можно сказать и о Венедикте Ерофееве, об Александре Солженицыне и многих других: к невероятно большому масштабу личности и творчества здесь добавились условия советской цензуры, в результате чего любая значимая рукопись, любой документ, безусловно, вызывает трепет собирателя.

Наше нынешнее расширение бук-рынка приблизило Россию к западной торговле антик-книгой?

Думаю, что за последние годы мы смогли приблизиться в западному антикварно-букинистическому рынку в динамике развития. Появились новые аукционные дома, используются современные интернет-технологии, проводятся различные тематические торги и распродажи частных собраний, что безусловно значительно увеличило интерес к данному элитарному сегменту рынка. Появились новые компетентные эксперты, дорожащие своим именем; мы создали Гильдию-антикваров книжников, главной задачей которой является содействие открытости и прозрачности рынка. Основным тормозом, на мой взгляд, является отчужденность антикварной торговли от общемировых тенденций, закрытость российского рынка и запретительные или сложные таможенные барьеры на пути торговых операций. Почему-то чиновники от культуры боятся, что при открытых границах и снятии запретов или хотя бы упрощении процедур, все русское культурное наследие уйдет на Запад. Однако важно понимать, что российский антиквариат, в основном, интересует только россиян и иностранцы не имеют больших планов на вывоз культурного наследия. Конечно, запретительный барьер для уникальных культурных ценностей должен существовать, но не распространяться автоматически на все вещи старше 100 лет. Что, на мой взгляд, может произойти, если таможенное законодательство в области антиквариата будет больше ориентироваться на зарубежный опыт? На Западе появятся новые коллекционеры, способные создать очаги русской культуры, появится больший стимул для участия в международных выставках, организации выставок частных собраний и прочее. Кто от этого проиграет? Не знаю, уж точно не Россия, как мне кажется.

Вместе  с расширением рынка расширилась ли тематическая направленность?. Какие направления наиболее востребованы нынешним покупателем?

Как вы верно заметили, расширился временной диапазон для редких и уникальных вещей. Например, совсем недавно мы продали рукопись Венедикта Ерофеева 1980-х годов за 2,4 миллиона рублей. Это действительно свидетельствует о большом интересе к новой и новейшей литературной истории.

По-прежнему, двумя основными критериями для покупки антикварной книги является редкость и экземплярность (качество и сохранность экземпляра). Как мне кажется увеличивается интерес к детским книгам 1920-1930-х годов, к лучшим образцам Серебряного века. Становятся более востребованы редкие старопечатные книги и церковно-славянские рукописи, отдельные издания «россики». Сейчас после небольшого перерыва на рынке наблюдается серьезный возврат интереса к прижизненным изданиям А.С. Пушкина – это объясняется очень небольшим предложением в течение 2015 года. Если несколько лет назад я смог сделать два аукциона практически с полным набором прижизненных изданий Пушкина, то сейчас я бы за это не взялся – сегодня найти подобные книги стало значительно сложнее, а значит и интерес растет и цены.

С расширением бук-рынка  выросли цены на антик-издания? Возможно ли инвестиционное вложение в букинистику?

Об инвестиционном вложении в букинистику мы уже сказали выше. Думаю, что это не только возможно, но и очевидно на сегодняшний момент – в России осталось не так много возможностей для надежного сохранения и преумножения средств, и как показывает многовековая практика, редкие книги один из самых надежных и вечных инструментов сохранения средств.

На одном из наших «пушкинских» аукционов несколько лет назад хозяин «Руслана и Людмилы» (первой книги Пушкина) сказал мне, что приобрел ее в начале 1990-х годов за 2 тысячи долларов, на торгах у нас она была продана за 170 тыс. долл. Давайте представим, чтобы случилось с его двумя тысячами долларов, если бы тогда он отнес их в банк, скорее всего в 90-х банк бы прогорел и от этих денег остались бы одни воспоминания. Мы не будем говорить сейчас о ставках дисконтирования, инфляционных показателях и прочем, оставим это для серьезного экономического исследования – в любом случае, даже для непосвященного в перипетии пост-советской экономики человека очевидно, что получить через 20 с небольшим лет 170 тыс. долл. вместо вложенных двух, достаточно приятно.

Какова глубина рынка антик-книги? Появились ли новые коллекционеры? И есть ли на этом поле различие между собирателем и коллекционером, как это  существует в сегменте  живописи ?

Новые библиофилы появляются, но не часто. Можно сказать, что количество влюбленных в старую книгу достаточно стабильно во времени: появляются и уходят случайные люди, кто-то меняет тему собирательства, продает свою коллекцию и начинает собирать новую, но в этом нет ничего плохого, это живой рынок и только благодаря такой динамике мы имеем возможность радовать новых собирателей уникальными раритетами.

Я не делаю различия между собирателями и коллекционерами, потому что не могу уловить какие-то критерии в подобном разделении. На наших аукционах собираются в первую очередь, люди, влюбленные в книгу, они ее понимают, чувствуют и прекрасно разбираются во всех нюансах коллекционирования.

Известные – старые библиофилы уже «насытились» и ушли с рынка?

Уйти с этого рынка невозможно, любовь к старым книгам это, как правило, навсегда. Это важная часть жизни любого коллекционера, а кто же добровольно откажется от охотничьего азарта, адреналина, вдохновения и счастья, которые дарят поиски и приобретение редких книг?! Простите за тавтологию – здесь бывших не бывает…

Антик-сообщество поражается – как Вам удается собирать такие качественные коллекции, находить редчайшие редкости?

Попробую объяснить это эзотерически. Мы просто любим старые книги, наверное они платят нам тем же. Это квинтэссенция счастья подержать в руках новую старую книгу, которая очень редко встречается, – ощущения непередаваемые!

Не эзотерически объяснить трудно, мне самому это удивительно. Недавно прочитал на аналитическом портале русских букинистических аукционов (rus-auction.com), что «Литфонд» занимает 59% российского аукционного букрынка – и сам удивился.

И кто он – нынешний посетитель бук-торгов:  крупный финансист, медиа-деятель, ученый, представители творческих профессий?  С какой суммы может начать  неофит-собиратель?

Да, пожалуй, Вы всех перечислили – наши покупатели это и представители крупных финансовых структур и известные деятели бизнеса, политики и культуры, ученые и представители разных творческих профессий.

Начинающий собиратель может «протестировать» себя и на небольших суммах, здесь важно найти только свою индивидуальную тему собирательства и очень может оказаться, что цены на эту тему окажутся и не такими высокими. Здесь главное не пытаться объять необъятное. Я встречал несколько начинающих коллекционеров, которые сразу стали покупать практически все подряд, и, как правило, через год такой покупательской гонки, они оказывались в тупике – невозможно купить все редкое и интересное, на это не хватит ни времени, ни сил, ни денег. Ведь мир книг необъятен.

Проблема «мытых» экземпляров, с вклейками-вставками  сегодня присутствует на рынке? Их оценка снижается в таких случаях?

В советское время для библиофила дать книге новую жизнь было делом чести: копировали недостающие иллюстрации, страницы, титульные листы – книга, в первую очередь, была источником информации. Конечно, сегодня смотреть на такую зачастую непрофессиональную реставрацию больно, но вместе с тем, это часть истории, некая изюминка, желание собирателя возродить книгу в ее первозданном виде, ведь у многих русских книг была действительно тяжелая судьба – войны, революции, социальные катастрофы, цензура и прочее. Если книга редка и интересна, мы возьмем на аукцион и такую. Для нас важно максимально правильно описать экземпляр и представить его возможные дефекты. А дальше это уже выбор покупателя – приобрести экземпляр с утратами или ждать другого. И, конечно, состояние экземпляра сегодня значительно влияет на цену, последняя может различаться на порядки в зависимости от показателя состояния и комплектности.

Судя по полным  аукционным залам, плотным графикам проведения торгов  кризис НЕ повлиял  на Вашу деятельность?

Я всегда придерживался жизненной установки о том, что «делай, что должно, а дальше будь, что будет». Так, что, надеюсь, даже если повлияет, переживем…

Интервью записала Надежда Олеговна Назаревская.
Автор фото: Иван Филимонов.


Опубликовано 19 сентября 2016 года


Дни рождения

24 апреля 1892 г.132 года назад

Кольцова-Бычкова Александра Григорьевна

  • Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф. Окончила профессиональное рукодельное училище. В 1912–1916 годах училась ...
25 апреля 1883 г.141 год назад

Будённый Семён Михайлович

  • Советский полководец, один из первых Маршалов Советского Союза (1935). Трижды Герой Советского Союза (1958, 1963, 1968), кавалер восьми орденов Ленина, полный кавалер ...
25 апреля 1937 г.87 лет назад

Верхоланцев Михаил Михайлович

  • График, живописец, дизайнер. Правнук знаменитого коллекционера Н.В. Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть ...
25 апреля 1946 г.78 лет назад

Жириновский Владимир Вольфович

  • Советский и российский политический деятель. Основатель и председатель ЛДПР (1992–2022). Депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской ...
27 апреля 1887 г.137 лет назад

Тырса Николай Александрович

  • Живописец, график. Один из лидеров Ленинградской школы 1920–1930-х годов, блестящий акварелист, выдающийся художник книги. В 1905 году поступил ...
27 апреля 1935 г.89 лет назад

Горб Татьяна Владимировна

  • Живописец и график. С 1965 года участвовала в выставках. Писала портреты, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Работала ...
28 апреля 1902 г.122 года назад

Порет Алиса Ивановна

  • Живописец, график, иллюстратор. Ученица К.С. Петрова-Водкина и П.Н. Филонова. В 1918-1919 годах занималась на подготовительном отделении Рисовальной школы при ...
28 апреля 1936 г.88 лет назад

Соснора Виктор Александрович

  • Советский и российский поэт, прозаик и драматург. Оригинальная и сложная поэтика текстов Сосноры наследует, в частности, романтизму и футуризму. ...
28 апреля 1937 г.87 лет назад

Плавинский Дмитрий Петрович

  • Дмитрий Петрович— советский и российский художник и график поколения нонконформистов-шестидесятников, представитель неофициального искусства. ...
30 апреля 1842 г.182 года назад

Бобров Виктор Алексеевич

  • Живописец, график, скульптор. В 1860 году поступил в ИАХ, в класс исторической живописи Т.А. Неффа, П.М. Шамшина, А.Т. Маркова, П.В. Басина и Б.П. Виллевальде. ...
30 апреля 1883 г.141 год назад

Ярослав Гашек

  • Чешский писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, коммунист, комиссар Красной Армии. Автор примерно 1500 различных рассказов, фельетонов и прочих ...
30 апреля 1947 г.77 лет назад

Кублановский Юрий Михайлович

  • Российский поэт, эссеист, публицист, критик, искусствовед. Был в числе организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ. В советское время печатался ...
1 мая 1902 г.122 года назад

Терешкович Константин Андреевич

  • Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства. Первоначальное художественное образование Терешкович получил в частных студиях К. ...
1 мая 1948 г.76 лет назад

Утенков Демьян Михайлович

  • Всемирно известный художник и офортист XX столетия, знаменитый русский путешественник, исследователь Сибири, член Союза художников СССР. Экспонент выставок ...

    Годовщины смерти

    24 апреля 1731 г.293 года назад

    Даниель Дефо

    • Английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор романа «Робинзон Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. ...
    24 апреля 1852 г.172 года назад

    Жуковский Василий Андреевич

    • Василий Андреевич Жуковский (1783–1852 гг.) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, сочинивший множество элегий, ...
    24 апреля 1962 г.62 года назад

    Мариенгоф Анатолий Борисович

    • Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик и драматург, мемуарист. Родился в купеческо-дворянской семье. Отец — купец второй гильдии Борис ...
    25 апреля 1873 г.151 год назад

    Толстой Фёдор Петрович

    • Граф Федор Петрович Толстой — скульптор, медальер, рисовальщик и живописец. Окончил Морской корпус (1802). С 1804 года посещал классы Петербургской Академии ...
    25 апреля 1990 г.34 года назад

    Воробьев Борис Яковлевич

    • Скульптор, график, выдающийся мастер анималистического жанра. Один из ведущих скульпторов-анималистов Ленинградского фарфорового завода, заслуженный ...
    27 апреля 2007 г.17 лет назад

    Ростропович Мстислав Леопольдович

    • Советский и российский виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог, общественный деятель; народный артист СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1964), ...
    28 апреля 1920 г.104 года назад

    Тимирязев Климент Аркадьевич

    • Русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза, один из первых в России пропагандистов идей Дарвина ...
    30 апреля 1938 г.86 лет назад

    Вильде Рудольф Фёдорович

    • Художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график. Во второй половине 1900-х — 1910-х годах разрабатывал проекты росписи ваз полихромными эмалями ...
    30 апреля 1992 г.32 года назад

    Григорьев Олег Евгеньевич

    • Олег Евгеньевич Григорьев — русский поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда. Член ПЕН-клуба. Родился в эвакуации в Вологодской ...
    1 мая 1948 г.76 лет назад

    Штеренберг Давид Петрович

    • Живописец, график, мастер театральной декорации. Учился живописи в Австрии, затем во Франции в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) и Академии А. Вити. ...
    1 мая 1978 г.46 лет назад

    Хачатурян Арам Ильич

    • Армянский советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1954) Лауреат Ленинской ...
    1 мая 1982 г.42 года назад

    Стенберг Владимир Августович

    • Художник, плакатист. Член Союза художников СССР. Член Объединения молодых художников ОБМОХу. В 1912 году учился в Строгановском центральном ...

      Ближайшие аукционы