Ведомости: Интервью с генеральным директором Аукционного дома «Литфонд»

Аукционный дом «Литфонд» поставил своей целью популяризацию коллекционирования старых книг и развернул на эту тему оригинальные просветительские программы.

С главой «Литфонда» Сергеем Бурмистровым мы встретились в офисе аукционного дома в Нижнем Кисловском. Само здание — из разряда московских достопримечательностей. Как гласит мемориальная доска, «здесь в 1868 году жил и работал писатель Л.Н. Толстой». То есть прямо с порога происходит погружение в литературно-книжную стихию. И усиливается еще больше, когда попадаешь в кабинет директора, полный разнообразных фолиантов, разместившихся на полках, на тумбах, в картонных ящиках и запросто на журнальном столике.

Книгами Сергей интересовался с раннего детства. В доме была большая библиотека, которая в годы тотального дефицита, в том числе и книжного, тем не менее чуть ли не каждую неделю пополнялась: у отца был «блат» в ведомственном киоске на Петровке, 38. «Мне было пять-шесть лет, я еще с трудом читал, но сразу, с порога, не здороваясь, вырывал у отца из рук связку новых книг, пахнущих типографской краской, распаковывал, рассматривал картинки», — вспоминает г-н Бурмистров. Прошло время, и его увлекли старые книги, он начал собирать их, читать воспоминания известных букинистов, библиофилов XIX — начала XX века, которым сильно завидовал. Еще бы — они имели дело с изданиями, которые уже в ту пору были большой редкостью. «Я думал, что все уничтожено, что в XXI веке их не найдешь», — признается Сергей. Потом, правда, выяснилось, что не только «рукописи не горят», но и книги. Каким-то чудесным образом, из «потаенных» закромов они рано или поздно выходят на свет. Забегая вперед, скажем, что в итоге почти все те редкие издания, о которых писали библиофилы прошлого, ему довелось не только «держать в руках», но описывать, изучать, работать с ними. В один прекрасный момент Сергей понял, что должен выбрать между коллекционированием и бизнесом. И он остановился на втором — предпочел помогать людям собирать книги, дать возможность другим коллекционерам в равной и открытой борьбе приобретать антикварные издания, вместо того чтобы собирать их самому, — таким он видел развитие своей книжной темы. «Лет 10 назад я начал заниматься аукционами, — рассказывает Бурмистров. — Сначала это были аукционы журнала «Про книги», потом мы открыли «Дом антикварной книги в Никитском». Там я проработал четыре года. А потом появился «Литфонд».

Первые торги в новом аукционном доме прошли в октябре 2015-го. Спустя год, согласно аналитическому сайту rus-auction.com, «Литфонд» стал лидером в своем сегменте: около 60% рынка, самые знаковые и самые большие, рекордные продажи. Среди них — первое издание «Кобзаря» Шевченко, за которое частный коллекционер заплатил 11 000 000 рублей, и небольшая брошюра Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора, проданная за 18 000 000. «Для российского аукционного книжного рынка это безусловный рекорд, — говорит Бурмистров. — Выше ничего не продавалось».

В чем же секрет такого успеха? Вероятно, одна из причин — та самая страстная любовь к книге, которую Сергею удается транслировать своим клиентам. «Безусловно, у антикварной книги существует инвестиционный потенциал. Но я бы не назвал ни одного человека, который покупает у нас книги только из-за этого. Вначале возникает любовь, — утверждает глава «Литфонда». — Как правило, коллекция, собранная с любовью и пониманием, в любом случае будет возрастать в цене — тут важно найти именно свое направление. И в этом направлении книги необязательно должны стоить миллионы. Если же вы будете ориентироваться только на инвестиционную привлекательность и вырывать из разных сфер какие-то редкие книги, ни к чему хорошему это не приведет. Обычно такое собирательство заканчивается через год-два — ведь мир книг необъятен».

Впрочем, среди общего массива аукционных лотов действительно выделяются те, инвестиционная привлекательность которых, в силу культурного и исторического значения, особенно велика — что, собственно, и подтверждают «рекордсмены продаж». Это в первую очередь прижизненные издания русских классиков Золотого и Серебряного веков, автографы, рукописи, иллюстрированные издания XVIII – начала XIX столетия, старопечатные книги времен Ивана Федорова. «В среднем цена редкой книги растет на 15-20% в год, — говорит глава «Литфонда». — Но есть и исключения. Например, начиная с 1990-х ежегодный прирост цены одного из прижизненных изданий Пушкина, которое мы продали на нашем аукционе, составил более 300%».

Разумеется, подобные раритеты приобретают не для того, чтобы читать, — для этого можно воспользоваться и современным изданием. Тут речь идет о другом — об обладании уникальным артефактом. «Книги, напечатанные при Александре Сергеевиче или Михаиле Юрьевиче, сами эти поэты могли держать в руках. Как, скажем, было с «Историей Пугачевского бунта» — часть тиража была не продана, и Пушкин сам отвозил ее на квартиру к Соболевским. То есть вполне возможно, что многих из тех экземпляров, которые продаются на аукционах, касалась его рука. Тем более это очевидно для вещей с автографами, — уверяет Сергей. — Старая книга — это некая машина времени. Иногда, просто держа ее в руках, видя переплет, автограф, ты получаешь информацию, которую не получишь через текст».

Кстати, об информации. Открывая «Литфонд», г-н Бурмистров планировал не только заниматься торгами, но и развивать «неаукционные» идеи, связанные с популяризацией собирательства книги. И вот прошлой осенью открылась Академия «Литфонда». Семь-восемь раз в месяц в доме на Нижнем Кисловском для всех желающих устраиваются встречи с экспертами-искусствоведами, представителями музеев, библиотек, известными собирателями, которые читают лекции и проводят практические занятия буквально по всем направлениям коллекционирования, начиная с книг, живописи, графики и заканчивая винтажной модой, винами, ювелирными украшениями. «Тайны и символы египетского искусства», «Красота и дьявол: образ Венеры в искусстве Немецкого Ренессанса», «Генеалогическая и геральдическая книга в России XVIII – начала XX века», «Ошибки и заблуждения на антикварном рынке» — вот навскидку лишь несколько любопытнейших тем. Целиком и полностью благотворительный проект, Академия, едва родившись, стала набирать популярность, на занятия порой приходит по 50-60 человек. Кроме того, проводятся и закрытые мероприятия, которые могли бы собрать и 200, и 300 участников, — настолько необычна и привлекательна их тематика. Например, по случаю открытия Академии, гости были приглашены на дегустацию десертов времени Венского Конгресса в исполнении знаменитого рижского кондитера-реконструктора Алдиса Бричевса, прославившегося, в частности, созданием для музея-усадьбы Кусково сахарной Екатерины II в драгоценных камнях.

Без сомнения, активная просветительская деятельность — еще одна причина интереса к аукционному дому «Литфонд». Собственно, и сами торги здесь проходят весьма незаурядно. Так, аукцион, посвященный революционным событиям 1917 года в России и Первой мировой войне и подготовленный совместно с Военно-историческим обществом, сопровождался настоящим перформансом. На входе стояли «красноармейцы» и «белогвардейцы», играла музыка тех лет. На торги были выставлены не только сборники стихов Бунина, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, но и интересные документы, в частности, связанные с Белым движением. Наряду с автографами поэтов, было представлено и письмо с подписью Троцкого.«Мы постарались воссоздать некую эпоху, среду, в которой «варились» наши литераторы и которая повлияла на их судьбы», — рассказывает Сергей Бурмистров.

«Литфонд» уже вышел за чисто букинистические рамки, и предлагает вниманию покупателей также живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства. Меняется и формат торгов — теперь участвовать в них можно и с помощью онлайн-системы. Еще одно недавнее нововведение — открытие представительства в Санкт-Петербурге. «Литфонд» — растет. А с ним, хочется верить, и число книголюбов и книгочеев.

Текст: Людмила Буркина


Опубликовано 15 февраля 2017 года


Дни рождения

30 марта 1896 г.128 лет назад

Гудиашвили Ладо Давидович

  • Ладо (Владимир) Давидович Гудиашвили — грузинский и советский живописец, график и монументалист, педагог, профессор. Народный художник СССР (1972). Герой ...
30 марта 1906 г.118 лет назад

Кокорекин Алексей Алексеевич

  • Советский график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1949). А. А. Кокорекин родился 17 (30) марта 1906 год в армянском ...
30 марта 1938 г.86 лет назад

Ковенацкий Владимир Абрамович

  • Художник, поэт, прозаик. Окончил среднюю художественную школу, Московский полиграфический институт. Во время учебы в институте начал работать в области ...
31 марта 1882 г.142 года назад

Чуковский Корней Иванович

  • Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик ...
31 марта 1923 г.101 год назад

Бух Арон Фроимович

  • Российский художник-импрессионист. С 1944 по 1945 год посещал художественную студию ВЦСПС, где учился под руководством К.Ф. Юона. В 1947 году с отличием ...
31 марта 1946 г.78 лет назад

Бруй Вильям Петрович

  • Вильям Бруй (рус. Вениамин Петрович Бруй, англ. William Brui) — cоветский и французский художник, представитель второго русского авангарда. В 1962 году Вильям ...
1 апреля 1906 г.118 лет назад

Рождественский Константин Иванович

  • Художник-супрематист, график, мастер эксподизайна. В 1919 году учился в художественной студии М. Полякова (Томск), в 1921-1923 — в студии Дома ...
1 апреля 1940 г.84 года назад

Кочейшвили Борис Петрович

  • Московский художник и поэт. В 1962 году закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. С 1963 года участвует ...
2 апреля 1805 г.219 лет назад

Ганс Христиан Андерсен

  • Датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий ...
2 апреля 1885 г.139 лет назад

Чернышёв Николай Михайлович

  • Русский и советский художник и искусствовед, участник группы «Маковец», народный художник РСФСР (1970). Ученик В. А. Серова. В 1915 году прославился ...
2 апреля 1888 г.136 лет назад

Шагинян Мариэтта Сергеевна

  • Русская советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналистка, историограф. Герой Социалистического Труда (1976), ...
2 апреля 1905 г.119 лет назад

Лифарь Сергей Михайлович

  • Серж Лифарь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь, укр. Сергій Михайлович Лифар) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, ...
4 апреля 1899 г.125 лет назад

Стенберг Владимир Августович

  • Художник, плакатист. Член Союза художников СССР. Член Объединения молодых художников ОБМОХу. В 1912 году учился в Строгановском центральном ...
4 апреля 1900 г.124 года назад

Васнецов Юрий Алексеевич

  • Юрий Алексеевич Васнецов — советский художник; живописец, график, сценограф, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Юрий Алексеевич родился ...
4 апреля 1928 г.96 лет назад

Самарин Валентин Прохорович

  • Фотограф, художник, метафизик. Предложил в 1970-х гг. возможность видения другой реальности, которую назвал Sanki, по определению автора «это таинство старой ...
4 апреля 1932 г.92 года назад

Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Cоветский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974) ...

    Годовщины смерти

    30 марта 1988 г.36 лет назад

    Бенуа Николай Александрович

    • Живописец, график. Одновременно с обучением в гимназии К.И. Мая (1912–1919), он занимался у своего отца и театрального художника О.К. Аллегри, ...
    30 марта 2011 г.13 лет назад

    Гурченко Людмила Марковна

    • Советская и российская киноактриса, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР им. ...
    31 марта 1945 г.79 лет назад

    Туржанский Леонид Викторович

    • Живописец, график. Первоначальное художественное образование получил в Екатеринбургском реальном училище (1889) у художника Н.М. Плюснина. В 1895 году посещал ...
    31 марта 1991 г.33 года назад

    Майоров Игорь Евгеньевич

    • Живописец, график. В 10 лет он стал обладателем премии, завоевав Гран-при в конкурсе детских рисунков, проходившем в 1957 году в Индии. Учился ...
    1 апреля 1898 г.126 лет назад

    Шишкин Иван Иванович

    • Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Иван ...
    1 апреля 1981 г.43 года назад

    Барто Агния Львовна

    • Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая; лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).
    1 апреля 1985 г.39 лет назад

    Тоидзе Ираклий Моисеевич

    • График и живописец, народный художник Грузинской ССР (1980). Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. В 1930 году окончил Тбилисскую ...
    1 апреля 2017 г.7 лет назад

    Евтушенко Евгений Александрович

    • Русский советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован ...
    3 апреля 1924 г.100 лет назад

    Франц фон Байрос

    • Маркиз Франц фон Байрос (Franz von Bayros; 1866-1924) — австрийский художник-график эпохи декаданса, наибольшую известность получивший благодаря своим эротическим ...
    4 апреля 1911 г.113 лет назад

    Крыжицкий Константин Яковлевич

    • Живописец, график. Занимался в Киевской рисовальной школе (1875–1876) под руководством Н.И. Мурашко. Учился в ИАХ (1877–1884) в пейзажном классе у М.К. Клодта. ...
    5 апреля 1981 г.43 года назад

    Кремень Пинхус

    • Яркий представитель «Парижской школы». Один из тех мастеров русской эмиграции, чье наследие вызывает сейчас все больший интерес музеев и частных ...

      Ближайшие аукционы