Ведомости: Интервью с генеральным директором Аукционного дома «Литфонд»
Аукционный дом «Литфонд» поставил своей целью популяризацию коллекционирования старых книг и развернул на эту тему оригинальные просветительские программы.
С главой «Литфонда» Сергеем Бурмистровым мы встретились в офисе аукционного дома в Нижнем Кисловском. Само здание — из разряда московских достопримечательностей. Как гласит мемориальная доска, «здесь в 1868 году жил и работал писатель Л.Н. Толстой». То есть прямо с порога происходит погружение в литературно-книжную стихию. И усиливается еще больше, когда попадаешь в кабинет директора, полный разнообразных фолиантов, разместившихся на полках, на тумбах, в картонных ящиках и запросто на журнальном столике.
Книгами Сергей интересовался с раннего детства. В доме была большая библиотека, которая в годы тотального дефицита, в том числе и книжного, тем не менее чуть ли не каждую неделю пополнялась: у отца был «блат» в ведомственном киоске на Петровке, 38. «Мне было пять-шесть лет, я еще с трудом читал, но сразу, с порога, не здороваясь, вырывал у отца из рук связку новых книг, пахнущих типографской краской, распаковывал, рассматривал картинки», — вспоминает г-н Бурмистров. Прошло время, и его увлекли старые книги, он начал собирать их, читать воспоминания известных букинистов, библиофилов XIX — начала XX века, которым сильно завидовал. Еще бы — они имели дело с изданиями, которые уже в ту пору были большой редкостью. «Я думал, что все уничтожено, что в XXI веке их не найдешь», — признается Сергей. Потом, правда, выяснилось, что не только «рукописи не горят», но и книги. Каким-то чудесным образом, из «потаенных» закромов они рано или поздно выходят на свет. Забегая вперед, скажем, что в итоге почти все те редкие издания, о которых писали библиофилы прошлого, ему довелось не только «держать в руках», но описывать, изучать, работать с ними. В один прекрасный момент Сергей понял, что должен выбрать между коллекционированием и бизнесом. И он остановился на втором — предпочел помогать людям собирать книги, дать возможность другим коллекционерам в равной и открытой борьбе приобретать антикварные издания, вместо того чтобы собирать их самому, — таким он видел развитие своей книжной темы. «Лет 10 назад я начал заниматься аукционами, — рассказывает Бурмистров. — Сначала это были аукционы журнала «Про книги», потом мы открыли «Дом антикварной книги в Никитском». Там я проработал четыре года. А потом появился «Литфонд».
Первые торги в новом аукционном доме прошли в октябре 2015-го. Спустя год, согласно аналитическому сайту rus-auction.com, «Литфонд» стал лидером в своем сегменте: около 60% рынка, самые знаковые и самые большие, рекордные продажи. Среди них — первое издание «Кобзаря» Шевченко, за которое частный коллекционер заплатил 11 000 000 рублей, и небольшая брошюра Велимира Хлебникова «Ладомир» с автографом автора, проданная за 18 000 000. «Для российского аукционного книжного рынка это безусловный рекорд, — говорит Бурмистров. — Выше ничего не продавалось».
В чем же секрет такого успеха? Вероятно, одна из причин — та самая страстная любовь к книге, которую Сергею удается транслировать своим клиентам. «Безусловно, у антикварной книги существует инвестиционный потенциал. Но я бы не назвал ни одного человека, который покупает у нас книги только из-за этого. Вначале возникает любовь, — утверждает глава «Литфонда». — Как правило, коллекция, собранная с любовью и пониманием, в любом случае будет возрастать в цене — тут важно найти именно свое направление. И в этом направлении книги необязательно должны стоить миллионы. Если же вы будете ориентироваться только на инвестиционную привлекательность и вырывать из разных сфер какие-то редкие книги, ни к чему хорошему это не приведет. Обычно такое собирательство заканчивается через год-два — ведь мир книг необъятен».
Впрочем, среди общего массива аукционных лотов действительно выделяются те, инвестиционная привлекательность которых, в силу культурного и исторического значения, особенно велика — что, собственно, и подтверждают «рекордсмены продаж». Это в первую очередь прижизненные издания русских классиков Золотого и Серебряного веков, автографы, рукописи, иллюстрированные издания XVIII – начала XIX столетия, старопечатные книги времен Ивана Федорова. «В среднем цена редкой книги растет на 15-20% в год, — говорит глава «Литфонда». — Но есть и исключения. Например, начиная с 1990-х ежегодный прирост цены одного из прижизненных изданий Пушкина, которое мы продали на нашем аукционе, составил более 300%».
Разумеется, подобные раритеты приобретают не для того, чтобы читать, — для этого можно воспользоваться и современным изданием. Тут речь идет о другом — об обладании уникальным артефактом. «Книги, напечатанные при Александре Сергеевиче или Михаиле Юрьевиче, сами эти поэты могли держать в руках. Как, скажем, было с «Историей Пугачевского бунта» — часть тиража была не продана, и Пушкин сам отвозил ее на квартиру к Соболевским. То есть вполне возможно, что многих из тех экземпляров, которые продаются на аукционах, касалась его рука. Тем более это очевидно для вещей с автографами, — уверяет Сергей. — Старая книга — это некая машина времени. Иногда, просто держа ее в руках, видя переплет, автограф, ты получаешь информацию, которую не получишь через текст».
Кстати, об информации. Открывая «Литфонд», г-н Бурмистров планировал не только заниматься торгами, но и развивать «неаукционные» идеи, связанные с популяризацией собирательства книги. И вот прошлой осенью открылась Академия «Литфонда». Семь-восемь раз в месяц в доме на Нижнем Кисловском для всех желающих устраиваются встречи с экспертами-искусствоведами, представителями музеев, библиотек, известными собирателями, которые читают лекции и проводят практические занятия буквально по всем направлениям коллекционирования, начиная с книг, живописи, графики и заканчивая винтажной модой, винами, ювелирными украшениями. «Тайны и символы египетского искусства», «Красота и дьявол: образ Венеры в искусстве Немецкого Ренессанса», «Генеалогическая и геральдическая книга в России XVIII – начала XX века», «Ошибки и заблуждения на антикварном рынке» — вот навскидку лишь несколько любопытнейших тем. Целиком и полностью благотворительный проект, Академия, едва родившись, стала набирать популярность, на занятия порой приходит по 50-60 человек. Кроме того, проводятся и закрытые мероприятия, которые могли бы собрать и 200, и 300 участников, — настолько необычна и привлекательна их тематика. Например, по случаю открытия Академии, гости были приглашены на дегустацию десертов времени Венского Конгресса в исполнении знаменитого рижского кондитера-реконструктора Алдиса Бричевса, прославившегося, в частности, созданием для музея-усадьбы Кусково сахарной Екатерины II в драгоценных камнях.
Без сомнения, активная просветительская деятельность — еще одна причина интереса к аукционному дому «Литфонд». Собственно, и сами торги здесь проходят весьма незаурядно. Так, аукцион, посвященный революционным событиям 1917 года в России и Первой мировой войне и подготовленный совместно с Военно-историческим обществом, сопровождался настоящим перформансом. На входе стояли «красноармейцы» и «белогвардейцы», играла музыка тех лет. На торги были выставлены не только сборники стихов Бунина, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, но и интересные документы, в частности, связанные с Белым движением. Наряду с автографами поэтов, было представлено и письмо с подписью Троцкого.«Мы постарались воссоздать некую эпоху, среду, в которой «варились» наши литераторы и которая повлияла на их судьбы», — рассказывает Сергей Бурмистров.
«Литфонд» уже вышел за чисто букинистические рамки, и предлагает вниманию покупателей также живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства. Меняется и формат торгов — теперь участвовать в них можно и с помощью онлайн-системы. Еще одно недавнее нововведение — открытие представительства в Санкт-Петербурге. «Литфонд» — растет. А с ним, хочется верить, и число книголюбов и книгочеев.
Текст: Людмила Буркина
Опубликовано 15 февраля 2017 года