Рубрика «литературный календарь»: Михаил Булгаков

129-й день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.

На свете существует только две силы: доллары и литература (Зойкина квартира, дата написания: 1925).

Михаил Афанасьевич Булгаков (15 мая 1891— 10 марта 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.

Дата рождения Булгакова —15 мая 1891 года. Согласно дневнику Елены Сергеевны Булгаковой — третья жена русского писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (хранительница его литературного наследия, основной прототип Маргариты в романе «Мастер и Маргарита» — Михаил Афанасьевич праздновал день рождения 16 мая. Булгаков родился в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены, преподавательницы женской прогимназии, Варвары Михайловны, в 1890 году начавших совместную жизнь, на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье Булкаговых было семеро детей.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве. Михаил — терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве прекрасную практику. Булгаков 7 лет учился в университете, имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность), подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В декабре 1917 года Булгаков впервые приехал в Москву к своему дяде, известному московскому врачу-гинекологу Н. М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». C 18 февраля 1934 года Булгаковы жили в доме 3/5 по ул. Фурманова (ныне — Нащокинский переулок).

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков окончательно переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова. Первый рассказ «Необыкновенные приключения» был опубликован в журнале «Рупор» № 2 за 1922 год.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей.

В №№ 4 и 5 Ежемесячного общественно-литературного журнала «Россия» за 1925 год были напечатаны первая и вторая части романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Белая гвардия», третья часть тогда так и не вышла по причине закрытия журнала. В феврале в альманахе «Недра» публикуются «Роковые яйца», а в июле у Михаила Булгакова вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы». Она была переиздана в следующем году. В середине 1926 года в Ленинграде вышла вторая книга — сборник рассказов в серии «Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала „Смехач“», затем в этом же году — третья и последняя российская прижизненная книга писателя — сборник рассказов «Трактат о жилище», опубликованный в издательстве «ЗИФ».

«В один прекрасный вечер, — так начинаются все рассказы, — в один прекрасный вечер на голубятню постучали (звонка у нас не было) и на мой вопрос „кто там?“ бодрый голос арендатора ответил: „Это я, гостей к вам привел!“. На пороге стояли двое штатских: человек в пенсне и просто невысокого роста человек — следователь Славкин и его помощник с обыском». (Любовь Белозерская, вторая жена Булгакова)

В 1926 году ОГПУ провело у писателя обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. Спустя несколько лет дневник был ему возвращён, после чего сожжён самим Булгаковым. Дневник дошёл до наших дней благодаря копии, снятой на Лубянке.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину. Распространённое утверждение, что Сталин смотрел спектакль 15 раз, не находит никаких документальных подтверждений и вызывает сомнения. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года), и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных», в конечном счете, было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных (Громов Е. Сталин. Власть и искусство. — М.: Республика, 1998. — С. 100–130.). Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев, Киршон и другие).

«Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя» (из письма Булгакова к Вересаеву. Черкашина М. В. Смерть «крикогубого Заратустры». Российская газета).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В Москве в 1928 году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1930 году Булгаков работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). К этому году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. Появившаяся в 1930 году «Литературная энциклопедия» (1930) в статье о нём заявляла: «Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества... М. Булгаков вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности» (Прашкевич, Геннадий. Михаил Афанасьевич Булгаков // Красный сфинкс: Истории русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна. — 2-е изд. — Свиньин и сыновья, 2009. — Т. 1. — 718 с.).

В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года

«Ныне я уничтожен. Уничтожение это было встречено советской общественностью с полной радостью и названо „достижением“. Скажу коротко: под двумя строчками казенной бумаги погребены — работа в книгохранилищах, моя фантазия <...> Я прошу принять во внимание, что невозможность писать для меня равносильна погребению заживо» (Михаил Булгаков, письмо Правительству СССР)

Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

С 1930 по 1936 год Булгакова зачислили во МХАТ в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, состоявшаяся 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.

С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз — болезнь почек. Булгаков начал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. Следы морфия были обнаружены на страницах рукописи романа «Мастер и Маргарита» спустя три четверти века после смерти Булгакова. В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита». Роман впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя 26 лет после смерти писателя, и принёс Булгакову мировую известность.

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова, почти утратившего речь. 10 марта 1940 года, на 49-м году жизни, Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Тело Булгакова кремировали, прах захоронен 12 марта на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее стоял на могиле Н. В. Гоголя.

Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? «Белая гвардия»

Некоторые факты о ...:

  • Дьяволиада
    «Дьяволиада» была написана в 1923 г. Повесть впервые опубликована в альманахе «Недра» (Москва, 1924, кн. № 4). Булгаков сначала предлагал повесть И. Г. Лежневу — редактору журнала «Россия», однако тот отказался публиковать произведение. Запись в дневнике Булгакова от 26 октября 1923 года: «Повесть моя „Дьяволиада“ принята, но не дают больше, чем 50 руб. за лист... Повесть дурацкая, ни к черту не годная».
  • Зойкина квартира
    Премьера пьесы состоялась в Театре имени Вахтангова 28 октября 1926 года. Пьеса состоит из 3 актов. В первом акте — 3 картины, во втором и третьем акте — по две картины.
    Адрес Зойкиной квартиры указан в пьесе — Москва, улица Садовая 105, кв. 104. Такого дома никогда не существовало. Сам Булгаков в середине 1920-х годов жил на Садовой 10, кв. 50 («нехорошая квартира»).
    Одной из запечатлённых в пьесе особенностей предреволюционной, революционной и НЭПовской Москвы было присутствие китайцев, промышлявших, как правило, стиркой, мелкой торговлей и часто — уголовщиной.
    Советские червонцы на жаргоне 1920-х годов называются в пьесе «черви» либо «червяки».
    В 2004 году во Владивостоке открылся ресторан «Зойкина квартира», в котором попытались воссоздать атмосферу 1920-х годов.
  • Мастер и Маргарита
    Подарок-сюрприз на день рождения Булгаков сделал самому себе: «человек примерно лет тридцати восьми» — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. 38 лет ему исполнилось 15-го мая, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву.
  • Роковые яица
    Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов». В романе двое учёных изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты с порошком на старой ферме приводят к непредсказуемым последствиям: появлению в Англии нападающих на людей монстров (гигантских крыс и ос). Также появляются гигантские куры, растения и люди-великаны.
    Этот роман напрямую упоминается в повести:
    — Вы, — продолжал Иванов, — вы приобретёте такое имя... У меня кружится голова. Вы понимаете, — продолжал он страстно, — Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор... А я-то думал, что это сказки... Вы помните его «Пищу богов»?
    — А, это роман, — ответил Персиков.
    — Ну да, господи, известный же!..
    — Я забыл его, — ответил Персиков, — помню, читал, но забыл.

Топ-продаж на аукционах Литфонда:

Лот 272. Аукцион № 2.
Булгаков, М. [автограф] Дьяволиада: рассказы. М.: Мосполиграф, Изд-во «Недра», 1925. 160 с. 23×15,5 см. Во владельческом составном переплете эпохи, тканевые крышки, узорные цветные форзацы. В хорошем состоянии. На титульном листе развернутый автограф автора: «Талантливому человеку Вере Сергеевне Соколовой / - Елизавете / - Елене / Михаил Булгаков / Москва 11 февраля 1926 / Не читайте эту книгу — в ней нет хорошего ничего. В ней изуродованная бессильная сатира».
Вера Сергеевна Соколова — первая исполнительница роли Елены в «Днях Турбиных»; она оставалась непревзойденной исполнительницей этой роли, отличавшейся у нее особым изяществом, тонкостью сценического рисунка и необыкновенным женственным обаянием. М.А. Булгаков ставил ее едва ли не на первое место среди любимых им «турбинцев». Называя Веру Сергеевну Елизаветой в автографе, Булгаков имеет в виду одну из ее лучших ролей императрицы Елизаветы Петровны в пьесе Д. Смолина, поставленной во МХАТе в 1925 году.
Экземпляр представляет коллекционную ценность музейного уровня.
Эстимейт: 1 200 000 — 1 250 000 руб.
Цена: 1 400 000 руб.


Лот 206. Аукцион № 33.
Булгаков, М. [автограф] Дьяволиада. Рассказы. М.: Изд. «Недра», 1926. 2, 160 с. 21×14 см. Во владельческом коленкоровом переплете ХХ в. Владельческая надпись на титульном листе. Шмуцтитул заимствован из четвертой книги альманаха «Недра» (1924 г.), где «Дьяволиада» впервые была опубликована.
На шмуцтитуле дарственная: «Милому Юре Слезкину в память наших скитаний, страданий у подножия Столовой Горы. У подножия ставился первый акт Дьяволиады, дай нам Бог дожить до акта V-го — веселого с развязкой свадебной. Москва. М. Булгаков 15 III 1924».
Юрий Слезкин вспоминал: «С Мишей Булгаковым я знаком с зимы 1920 г. Встретились мы во Владикавказе при белых. Он был военным врачом и сотрудничал в газете в качестве корреспондента. Когда я заболел сыпным тифом, его привели ко мне в качестве доктора. Он долго не мог определить моего заболевания, а когда узнал, что у меня тиф, — испугался и сказал, что не уверен в себе... позвали другого.
По выздоровлении я узнал, что Булгаков болен паратифом. Тотчас же, еще едва держась на ногах, пошел к нему с тем, чтобы ободрить его и что-нибудь придумать на будущее. Все это описано у Булгакова в его „Записках на манжетах“. Белые ушли — организовался ревком, мне поручили заведовать подотделом искусств, Булгакова я пригласил в качестве зав. литературной секцией». Этот период их отношений очень тепло описан Булгаковым в «Записках на манжетах», он называет здесь Слезкина «литератором со всероссийским именем».
С.А. Ермолинский, вспоминает о Булгакове: «Начинающему литератору казалось важным и лестным знакомство с „настоящим писателем“». Как писала литературовед Мариэтта Чудакова, «вся литературная компания Булгакова первых лет признавала старшинство Слезкина, почти каждый был ему обязан в пору литературного дебюта. Он был известным беллетристом еще в десятые годы».
Близкая дружба продолжалась и по приезде их в Москву в 1921 году. Н.А. Арьев, автор рецензии на однотомник сочинений Слезкина, вышедший в 1981 году, называет его «литературным крестным отцом Булгакова».
По одной из версий, Слезкин стал прототипом пожилого литератора Ликоспастова в булгаковском «Театральном романе».
Блюм № 95, Никоненко, С. Михаил Булгаков и Юрий Слезкин. История дружбы двух писателей в кривом зеркале литературоведов. 2001.
Эстимейт: 770 000 — 800 000 руб.
Цена: 1 100 000 руб.


Лот 189. Аукцион № 208.
Булгаков, М. [автограф] Дьяволиада. Рассказы. [2-е изд.]. М.: Издательство «Недра», 1926. 160 с. 23,3×15,7 см. В издательской обложке. Надрывы и утраты по краям обложки, корешок разорван, блок распадается на отдельные листы и тетради, бумага хрупкая.
На тит. листе дарственная надпись от автора: «Милому Борису Самойловичу Тейтельбаум на добрую память. Михаил Булгаков. 15/V 1926».
Адресат автографа — московский сценарист Борис Самойлович (Самуилович) Тейтельбаум — соавтор пьесы «Американский житель» (М.: Теа-кино-печать, 1929), один из авторов сценария к фильмам «Остров Тогуй» (1929) и «Мировое имя» (1930). По всей видимости, Булгаков использовал имя и отчество своего знакомого при написании рассказа «№ 13. Дом Эльпит Рабкоммуна», вошедшего в сборник «Дьяволиада». Хотя прототипом управляющего домом № 13 Бориса Самойловича Христи послужил реальный управляющий реального «Дома Пигита» (№ 10 по Большой Садовой улице) караим Илья Вениаминович Сакизчи, имя и отчество управляющего писатель взял у Тейтельбаума. Интересно, что в этом доме Булгаков жил в 1921-1924 гг. и описал его не только в рассказе «№ 13. Дом Эльпит Рабкоммуна», но позже — и в «Мастере и Маргарите» (Большая Садовая, 302-бис).
Сборник рассказов Михаила Булгакова (1891-1940) «Дьяволиада» впервые увидел свет в 1925 г. А уже в 1926 г. вышло его 2-е издание. В сборник вошли рассказы: Дьяволиада; Роковые яйца; № 13. Дом Эльпит Рабкоммуна; Китайская история; Похождения Чичикова. С этой книги начался триумфальный вход Булгакова в русскую литературу, а вместе с тем, его гонения и литературное отчуждение. Сборник «Дьяволиада» так и остался единственной книгой Булгакова, изданной при жизни писателя на территории СССР (парижские и рижские издания — не в счет). Прошло четыре года и за подписью Н.К. Крупской, той самой, что некогда помогла безвестному литератору получить московскую прописку, было разослано инструктивное письмо Главполитпросвета: «Из небольших библиотек должны быть изъяты: произведения, даже и значительные в отношении литературного мастерства, проводящие настроения неверия в творческие возможности революции, настроения социального пессимизма. Например: М.А. Булгаков. Дьяволиада...».
Эстимейт: 500 000 — 550 000 руб.
Цена: 500 000 руб.


Лот 256. Аукцион № 128.
Сапожников Александр Васильевич (1925–2009) Эскизы иллюстраций к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 47 листов. Начало 2000-х.
Бумага, тушь, перо, кисть, белила, аппликация, от 19×15 см до 35×25 см.
Все иллюстрации имеют либо авторскую подпись, либо монограмму, либо инициалы. Многие листы датированы 2000 или 2002 годами.
К лоту прилагается коллекционный каталог иллюстраций (экземпляр № 45 из 100).
График, иллюстратор книг. Окончил Московский институт декоративно-прикладного искусства. Учился у А. Дейнеки и В. Фаворского. Оформил более 200 книг: среди них ксилографии к книге Томаса Спенсера Элиота «Бесплодная земля», к поэзии Пабло Неруды, Ронсара, Альфреда Вареллы, к прозе Макса Фриша, Генриха Бёлля, Анны Зегерс. Многие работы Александра Сапожникова (в том числе из серии «Вся жизнь — игра», «Театр», «Цирк», «Балет») являются предметами собирательства.
Эстимейт: 1 руб.
Цена: 170 000 руб.


Лот 308. Аукцион № 58.
[Первое отдельное издание] Булгаков, М. Мастер и Маргарита. Париж: Ymсa-Press, 1967. 219 с. 24×16 см. В издательской бложке. В очень хорошем состоянии.
Эстимейт: 12 000 — 13 000 руб.
Цена: 55 000 руб.


Лот 202. Аукцион № 137.
[Первое отдельное издание. Предлагается впервые]. Булгаков, М. Дни Турбиных (Белая гвардия). Роман. В 2 т. Т. 1-2. Париж, 1927, 1929.
Т. 1: Париж: Concorde, 1927. 189, [3] с. 19,3×14,4 см. В издательской обложке. Профессиональная реставрация обложки с сохранением корешка.
Т. 2: Париж: [Издательская фирма Е.А. Бреннера «Москва»], 1929. 159 с. 19,2×14,4 см. В издательской обложке. Неразрезанный экземпляр в отличном состоянии.
Впервые роман появился в 1925 году в журнале «Россия»«, однако, тогда заключительная часть романа так и не увидела свет. Первый том был опубликован только в 1927 году в Париже, без непосредственного участия автора в подготовке издания. Второй заключительный том вышел также в Париже в 1929 году. Причем издание второго тома было запланировано: о нем сообщалось в эмигрантских газетах.
Большая редкость. Полный комплект первого издания предлагается впервые. Отсутствует в РГБ и РНБ.
Эстимейт: 20 000 — 22 000 руб.
Цена: 170 000 руб.


Лот 203. Аукцион № 137.
Булгаков, М. Белая гвардия (Дни Турбиных). Роман. В 2 кн. Рига, 1927, 1929.
Булгаков, М. Белая гвардия (Дни Турбиных). Роман. Рига: Литература, 1927. 222 с. 20,5×14,4 см. В издательской обложке. Небольшие надрывы фрагментов обложки. На обороте обложки экслибрис «Из библиотеки казака А.В. Леонтьева».
Через несколько недель после публикации первого тома в парижском издательстве, в Риге издательством «Литература» было напечатано «полное издание» романа, в котором неизвестным литератором было дописано окончание по четвертому акту второй редакции пьесы «Дни Турбиных».
Булгаков, М. Конец Белой гвардии (Дни Турбиных). Роман. Рига: Книга для всех, 1929. 164 с. 20,5×14,3 см. В издательской обложке. Небольшие следы от влаги, надрывы фрагментов обложки. На обороте обложки экслибрис «Из библиотеки казака А. В. Леонтьева».
Представленное издание — перепечатка парижского издания 1929 г. (название романа изменено для рекламных целеи?, так как русские читатели уже знали о пьесе Булгакова «Дни Турбиных»).
Редкость. Отсутствует в РГБ и РНБ.
Эстимейт: 20 000 — 22 000 руб.
Цена: 110 000 руб.

16 мая 2020 года

Аукцион №247
16 июля 2020 года, начало в 19:00

Аукцион №249. Недвижимость
25 июля 2020 года, начало в 12:00

Аукцион №250. Недвижимость. Крым
25 июля 2020 года, начало в 15:00

Аукцион №252. Автомобили
26 июля 2020 года, начало в 15:00