Литературный календарь: Радищев Александр Николаевич

Радищев Александр Николаевич — русский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года.

Александр Радищев стал одной из самых противоречивых и трагических фигур в истории русского Просвещения. Увлеченный либеральными идеями писатель, открытый противник самодержавия, еще при жизни он заработал славу первого русского революционера. За бунтарское «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева сослали в Сибирь, но он продолжал писать философские труды о государственном устройстве и создал проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права.

Александр Радищев родился 31 августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Пензенской губернии в богатой дворянской семье. Однако литературоведы утверждают, что сохранились авторитетные свидетельства о том, что писатель родился в Москве*. Его отец, Николай Радищев, был хорошо образован: знал латынь, немецкий, французский, польский языки, много читал и к концу жизни собрал обширную библиотеку. Мать будущего писателя — Фекла Аргамакова — происходила из старинного дворянского рода, принадлежавшего к передовой русской интеллигенции. Ее близкий родственник Алексей Аргамаков был первым директором Московского университета, который открылся в 1755 году.

Детство Александра Радищева прошло в родовом имении. Семья была большой и дружной — у будущего писателя было десять братьев и сестер. Детям разрешали свободно общаться с крестьянами: они выросли на сказках и песнях крепостных Петра Мамонтова и Прасковьи Клементьевны. Позже Радищев упоминал ее в одной из глав «Путешествия из Петербурга в Москву»:

«Вспомнил я, что некогда блаженной памяти нянюшка моя Клементьевна, по имени Прасковья, нареченная Пятница, охотница была до кофею и говаривала, что помогает он от головной боли. Как чашек пять выпью, говаривала она, так и свет вижу, а без того умерла бы в три дни»

Родители Радищева стремились дать сыну хорошее образование, которое не ограничивалось бы уроками крепостных и нанятых учителей. Поэтому уже в 1756 году семилетнего мальчика отправили в Москву — в дом родного дяди Михаила Аргамакова. Здесь был просвещенный салон: гости и хозяева горячо спорили о будущем России, среди приглашенных бывали преподаватели Московского университета. Их же Аргамаковы наняли для занятий с детьми.
В 1762 году Радищева приняли в Пажеский корпус. Атмосфера учебного заведения разительно отличалась от привычного свободолюбия дома Аргамаковых: здесь готовили не ученых, а придворных. Обучали в первую очередь этикету и танцам, а не наукам, но многие воспитанники корпуса все равно стремились получать качественные знания.

В 1766 году Александр Радищев и еще 11 лучших выпускников Пажеского корпуса были отправлены в центр европейских наук — Лейпцигский университет. Екатерина II решила, что юношам надо дать хорошее образование. Студенты слушали лекции по философии, праву, логике, математике, иностранным языкам, читали и обсуждали труды французских просветителей. В университете преподавали известные ученые. Радищев особенно любил занятия по словесным наукам у философа-моралиста Христиана Геллерта. Помимо обязательного курса, Радищев занимался химией и медициной, знакомился с трудами литераторов и философов Клода Гельвеция, Габриэля Мабли, Жан-Жака Руссо, Поля Анри Гольбаха, Мозеса Мендельсона. Здесь будущий писатель увлекся литературой: в 1771 году он начал переводить брошюру «Желания греков — к Европе христианской» Антона Гика.

В Лейпциге же Радищев познакомился и подружился с русским философом Федором Ушаковым, который приехал учиться в Германию. Радищева он поразил начитанностью и честностью. Закончить университет Ушаков не смог: во время учебы он заболел и умер. Эта смерть оставила глубокий отпечаток в душе юного Александра Радищева — он сохранил университетские работы Ушакова, записал его наиболее примечательные мысли и в 1789 году опубликовал «Житие Федора Васильевича Ушакова», в котором рассказал о биографии ученого и годах учебы в Лейпциге.

В 1780-1789 годах Радищев написал «Слово о Ломоносове», которое позже включил в «Путешествие из Петербурга в Москву», в 1781-1783 годах — оду «Вольность», в 1782 году — «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске...», посвященную открытию памятника Петру I.

В Лейпциге студенты не были свободны от надзора: Екатерина II приставила к ним майора Бокума, который следил за студентами и не раз писал на них доносы. Недовольство наставником росло и вылилось в настоящий студенческий бунт, который мог закончиться для Радищева и его товарищей судом и тюремным заключением. Студентов даже арестовали, но в дело вмешался русский дипломат, князь Александр Белосельский-Белозерский. Он добился их освобождения из-под стражи и настоял на продолжении учебы.

Служба и первые литературные опыты

В 1771 году Радищев с товарищами по учебе — Алексеем Кутузовым и Андреем Рубановским — вернулся из Германии в Россию, в Петербург. Здесь его, как выпускника Лейпцигского университета, приняли на работу в Сенат с чином титулярного советника. Работа на должности протоколиста была монотонной, и Радищев в 1773 году перешел на службу к генералу Брюсу. Вскоре его назначили военным прокурором — обер-аудитором. На службе Радищева хвалили за трудолюбие и ответственность. Будущий писатель был вхож в лучшие дома Петербурга, посещал салоны, интересовался русской литературой тех лет. Он познакомился с журналистом и издателем Николаем Новиковым, который выпускал сатирический журнал «Живописец». В нем и вышли первые работы Радищева: перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории», сочинение «Офицерские упражнения» и наброски будущего «Путешествия из Петербурга в Москву».

В 1775 году Радищев вышел в отставку и женился. Его избранницей стала Анна Рубановская, в которую писатель долгое время был влюблен. Родители Рубановской долго не соглашались на брак с чиновником, но через несколько лет позволили дочери выйти замуж за того, кого она выбрала. Радищева определили асессором в Коммерц-коллегию, его карьера быстро пошла вверх: чин надворного советника, помощник управляющего петербургской таможней. В это же время в семье произошла трагедия: жена Радищева в 1783 году после тяжелых родов умерла. Писатель был в отчаянии: «Эта смерть погрузила меня в печаль и уныние и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения». Воспитывать маленьких детей — дочь и трех сыновей — взялась сестра жены, Елизавета Рубановская.

Радищев продолжал строить карьеру: дослужился до коллежского советника, получил орден святого Владимира IV степени и в 1790 году возглавил Петербургскую таможню, не оставляя при этом литературной деятельности. Он состоял в кружке Ивана Рахманинова и «Обществе друзей словесных наук». В журнале общества — «Беседующем гражданине» — выходили общественно-политические и философские статьи Радищева.

«Бунтовщик хуже Пугачева»: публикация «Путешествия из Петербурга в Москву»

Знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал почти девять лет: начал в 1780 году, а закончил только в 1788-м. Спустя год он попытался опубликовать произведение. Однако все московские типографы, к которым писатель обращался, отказывали, считая книгу слишком «опасной». В ней Радищев рассуждал о судьбе русского крестьянства и критиковал правительства. Крылатой фразой стал эпиграф «Путешествия» — неточная цитата из «Телемахиды» Василия Тредиаковского об адском страже, псе Цербере: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Многие современники Радищева посчитали, что с «чудищем» Радищев сравнивал крепостное право.

Чтобы выпустить книгу, писатель создал собственную типографию — открыл ее в «верхних покоях» своего дома на улице Грязной (ныне Марата) в Петербурге. Здесь, на печатном станке, выкупленном у книгопродавца Ивана Шнора, Радищев напечатал «Путешествие из Петербурга в Москву». Разрешение он получил от петербургского обер-полицмейстера Никиты Рылеева, который даже не прочитал рукопись: в те годы был очень популярен жанр сентиментального путешествия, а формально книга соответствовала его канонам. Цензор посмотрел оглавление и решил, что это очередной путеводитель по окрестностям столиц.

Книга была отпечатана в последних числах мая 1790 года и к началу лета поступила в книжную лавку Зотова. Позднее, на допросе, Радищев говорил о тираже: «Напечатано было ее не более как шестьсот сорок или пятьдесят экземпляров». Спустя две-три недели после выхода книги о ней уже говорил весь Петербург: произведение читали и перечитывали, передавали из рук в руки и неустанно обсуждали. К концу июня «Путешествие из Петербурга в Москву» прочитала императрица Екатерина II и немедленно отреагировала:

«Ея императорское величество, сведав о вышедшей недавно книге под заглавием Путешествие из Петербурга в Москву, оную читать изволила и, нашед ея наполненною разными дерзостными изражениями, влекущими за собой разврат, неповиновение власти и многия в обществе расстройства, указала исследовать о сочинителе сей книги»

Все найденные экземпляры по решению полиции были конфискованы и сожжены. Произведение смогли издать в России небольшим тиражом в 100 экземпляров только спустя столетие после написания, в 1888 году. Окончательно запрет на печать был снят только после Первой русской революции 1905–1907 годов. До этого момента книга ходила в списках.


«Записки путешествия в Сибирь»: арест и ссылка

Вечером 30 июня 1790 года к Радищеву домой явилась полиция. Его арестовали и отвезли в Петропавловскую крепость. Июль стал для писателя месяцем бесконечных допросов. Вести его дело поручили Степану Шешковскому — начальнику Тайной экспедиции при Сенате, который заведовал политическим сыском и был известен своею жестокостью. В середине июля дело «бунтовщика хуже Пугачева», как его назвала Екатерина II, поступило на суд Петербургской уголовной палаты. Прямо во время заседания зачитывали «доказательства» — цитаты из крамольной книги.

24 июля 1790 года Александру Радищеву был вынесен приговор: смертная казнь. «Путешествие из Петербурга в Москву» обвинители назвали книгой, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный и умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и, наконец, оскорбительными, неистовыми изражениями противу сана и власти царской».

Больше месяца Радищев мучительно ждал смертной казни, однако исполнение приговора оттягивали. Наконец, в начале сентября ему сообщили: императрица лично заменила смертный приговор десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. На документе Екатерина II своей рукой написала: «Едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».

Предполагалось, что Радищев отправится в Сибирь сразу после оглашения нового приговора. Сломленный пытками и тяжелыми условиями Петропавловских казематов, он бы, скорее всего, не доехал до Илимского острога. Писателю помог старый друг и покровитель — граф Александр Воронцов, который старался облегчить ему путь в ссылку. Воронцов писал чиновникам губерний, через которые ехал Радищев, и просил их обращаться с политическим преступником мягче, высылал деньги. Кроме того, граф всеми силами пытался добиться смягчения приговора — какое-то время по Петербургу даже ходил слух, что Радищев помилован и отпущен на свободу. Однако надежды друзей и родственников писателя не оправдались.

В Илимск Александр Радищев добрался в январе 1792 года. С ним в ссылку отправилась Елизавета Васильевна, сестра покойной жены, и два младших сына. Впечатления от долгого и тяжелого пути писатель излагал в своих письмах графу Воронцову и дорожных заметках «Записки путешествия в Сибирь». Он работал над «Сокращенным повествованием о приобретении Сибири» об истории региона, изучал философию, создал работу «О человеке, о его смертности и бессмертии», где размышлял о спорах материалистов и идеалистов, захвативших умы мыслителей конца XVIII века.

В ссылке Радищев женился во второй раз — на Елизавете Рубановской, сестре покойной жены. Ей не суждено было вернуться с мужем из Сибири: она умерла в 1797 году в Тобольске.

Положенные 10 лет Александр Радищев в ссылке не прожил: в 1796 году его освободил Павел I, стремившийся отменить как можно больше решений своей матери — Екатерины II.

«Потомство отомстит за меня»: последние годы жизни и смерть

Павел I вернул Александра Радищева из ссылки и разрешил ему поселиться в родовом имении отца Немцово в Калужской губернии. Амнистирован писатель не был, а потому не имел права покидать усадьбу. Лишь однажды, в 1798 году, он получил высочайшее позволение посетить родителей в знакомом с детства Верхнем Аблязове, а затем вернулся в Немцово и не выезжал оттуда вплоть до 1801 года. В деревне он продолжал писать и создал экономический трактат «Описание моего владения», где пытался доказать необходимость и выгоду освобождения крепостных крестьян. В этот период были созданы поэмы «Бова» (1799; сохранилась 1-я песнь из 12), «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1801), литературно-критическое сочинение о «Тилемахиде» Василия Тредиаковского «Памятник дактилохореическому витязю» (1801).

В 1801 году к власти в России пришел Александр I, который позиционировал себя как либеральный правитель и реформатор. Александра Радищева амнистировали, он получил разрешение вернуться в Петербург. По рекомендации графа Воронцова император решил привлечь Радищева к работе в Комиссии составления законов. Новая должность воодушевила писателя: он охотно принялся за работу и составил проект «Гражданского уложения», полный идей об отмене крепостного права. Проект государственного переустройства был основан на началах гражданской свободы личности, равенства всех проект государственного переустройства перед законом и независимости суда. Начальство критиковало его утопические проекты и даже не думало их воплощать. Непосредственный начальник писателя, граф Петр Завадовский, намекал Радищеву на возможную повторную ссылку в Сибирь.
Литератор вновь был недоволен властью — и опять стал писать об этом. Он начал и не закончил две поэмы: «Песни древние» и «Песнь историческая». Они были основаны на римской истории, но довольно точно описывают и современные писателю события — последний дворцовый переворот, гибель Павла I, приход к власти Александра I:

«Вождь падет, лицо сменится,
Но ярем, ярем пребудет.
И как будто бы в насмешку
Роду смертных, тиран новый
Будет благ и будет кроток;
Но надолго ль? — на мгновенье:
А потом он, усугубя
Ярость лютости и злобы,
Он изрыгнет ад всем в души»


24 сентября 1802 года Александр Радищев умер. Незадолго до смерти он написал: «Потомство отомстит за меня». Его внезапная кончина породила много вопросов. По одной из версий, Радищев по ошибке выпил жидкость, которую его сын Павел приготовил для чистки эполет, царскую водку, — в те годы так называли смесь соляной и азотных кислот, которую использовали, чтобы полировать металл. Официальной же причиной смерти назвали чахотку.
Похоронили писателя недалеко от Воскресенской церкви на Волковском кладбище в Петербурге. Его могила не сохранилась, но на стене храма установлена мемориальная табличка: «Здесь на территории Волкова кладбища в 1802 году был погребен писатель-революционер Александр Радищев».

Интересные факты:
• Экземпляр прижизненного издания путешествия был подарен в 70-х годах прошлого века Российской Государственной библиотеке советским артистом Николаем Смирновым-Сокольским. В его коллекции было порядка 19 тысяч книг. У тома Радищева — непростая судьба, как и у всего первого тиража книги.
«650 напечатанных экземпляров, большая часть из которых была сожжена самим Радищевым после начала следствия. Из экземпляров, которые попали в продажу, их насчитывалось 25, на сегодняшний день известно около 18 экземпляров, которые хранятся в крупных книгохранилищах и частных коллекциях», — рассказывает старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела редких книг РГБ Юлия Вишневская.
• В 1984 году года в честь Александра Радищева был назван астероид.
• Императрица, прочитав книгу, назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева».
• В черновике пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) на месте строк, которые впоследствии стали звучать «что в наш жестокий век восславил я свободу» было «что вслед Радищеву восславил я свободу». Однако в том же 1836 г. Пушкин написал для своего журнала «Современник» статью «Александр Радищев», в которой отозвался о своем герое весьма критично: «Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а Путешествие в Москву весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию». Пушкин негативно оценивает как общественные взгляды Радищева, так и его литературный талант: «„Путешествие в Москву“, причина его несчастия и славы, есть, как уже мы сказали, очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны. Мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного». В то же время эта статья — первый развернутый биографический очерк о Радищеве и первая попытка познакомить читателей с запрещенной в России книгой. Вместе с нею планировалось опубликовать главу «Клин». Однако статья все равно не прошла цензуру. Впрочем, она была впервые напечатана в России раньше, чем само «Путешествие...» — в 1857 г.
• В 1923 году Церковный переулок в Санкт-Петербурге был переименован в Радищев переулок (с 1925 года — переулок Радищева). В том же году площадью Писателя Радищева стала Преображенская площадь Санкт-Петербурга, вскоре она превратилась в площадь Радищева, а в 1989 году вернула свое прежнее название. Кроме того, в 1935 году бывшая Преображенская улица в Санкт-Петербурге также стала улицей Радищева. Таким образом, Радищев оказался первым человеком, трижды увековеченным в топонимии северной столицы после Октябрьской революции. Бюст Радищева, установленный в Петрограде в 1918 году, был также первым памятником революционным деятелям среди утвержденных планом монументальной пропаганды. Его поставили у решетки Зимнего дворца со стороны Дворцового проезда.
• В Москве есть Верхняя и Нижняя Радищевские улицы. На Верхней Радищевской улице в 1995 году был установлен памятник писателю. Место было выбрано в связи с тем, что именно по этой улице Радищев проезжал в 1797 году, когда возвращался из ссылки.

По материалам Культура.рф и Риа Новости
*Источник


Опубликовано 1 сентября 2020 года


Дни рождения

30 марта 1896 г.128 лет назад

Гудиашвили Ладо Давидович

  • Ладо (Владимир) Давидович Гудиашвили — грузинский и советский живописец, график и монументалист, педагог, профессор. Народный художник СССР (1972). Герой ...
30 марта 1906 г.118 лет назад

Кокорекин Алексей Алексеевич

  • Советский график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1949). А. А. Кокорекин родился 17 (30) марта 1906 год в армянском ...
30 марта 1938 г.86 лет назад

Ковенацкий Владимир Абрамович

  • Художник, поэт, прозаик. Окончил среднюю художественную школу, Московский полиграфический институт. Во время учебы в институте начал работать в области ...
31 марта 1882 г.142 года назад

Чуковский Корней Иванович

  • Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик ...
31 марта 1923 г.101 год назад

Бух Арон Фроимович

  • Российский художник-импрессионист. С 1944 по 1945 год посещал художественную студию ВЦСПС, где учился под руководством К.Ф. Юона. В 1947 году с отличием ...
31 марта 1946 г.78 лет назад

Бруй Вильям Петрович

  • Вильям Бруй (рус. Вениамин Петрович Бруй, англ. William Brui) — cоветский и французский художник, представитель второго русского авангарда. В 1962 году Вильям ...
1 апреля 1906 г.118 лет назад

Рождественский Константин Иванович

  • Художник-супрематист, график, мастер эксподизайна. В 1919 году учился в художественной студии М. Полякова (Томск), в 1921-1923 — в студии Дома ...
1 апреля 1940 г.84 года назад

Кочейшвили Борис Петрович

  • Московский художник и поэт. В 1962 году закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. С 1963 года участвует ...
2 апреля 1805 г.219 лет назад

Ганс Христиан Андерсен

  • Датский писатель, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий ...
2 апреля 1885 г.139 лет назад

Чернышёв Николай Михайлович

  • Русский и советский художник и искусствовед, участник группы «Маковец», народный художник РСФСР (1970). Ученик В. А. Серова. В 1915 году прославился ...
2 апреля 1888 г.136 лет назад

Шагинян Мариэтта Сергеевна

  • Русская советская писательница армянского происхождения, поэтесса и прозаик, искусствовед, журналистка, историограф. Герой Социалистического Труда (1976), ...
2 апреля 1905 г.119 лет назад

Лифарь Сергей Михайлович

  • Серж Лифарь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь, укр. Сергій Михайлович Лифар) — французский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, ...
4 апреля 1899 г.125 лет назад

Стенберг Владимир Августович

  • Художник, плакатист. Член Союза художников СССР. Член Объединения молодых художников ОБМОХу. В 1912 году учился в Строгановском центральном ...
4 апреля 1900 г.124 года назад

Васнецов Юрий Алексеевич

  • Юрий Алексеевич Васнецов — советский художник; живописец, график, сценограф, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Юрий Алексеевич родился ...
4 апреля 1928 г.96 лет назад

Самарин Валентин Прохорович

  • Фотограф, художник, метафизик. Предложил в 1970-х гг. возможность видения другой реальности, которую назвал Sanki, по определению автора «это таинство старой ...
4 апреля 1932 г.92 года назад

Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Cоветский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Его фильмы «Андрей Рублёв» (1966), «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974) ...

    Годовщины смерти

    30 марта 1988 г.36 лет назад

    Бенуа Николай Александрович

    • Живописец, график. Одновременно с обучением в гимназии К.И. Мая (1912–1919), он занимался у своего отца и театрального художника О.К. Аллегри, ...
    30 марта 2011 г.13 лет назад

    Гурченко Людмила Марковна

    • Советская и российская киноактриса, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель; народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР им. ...
    31 марта 1945 г.79 лет назад

    Туржанский Леонид Викторович

    • Живописец, график. Первоначальное художественное образование получил в Екатеринбургском реальном училище (1889) у художника Н.М. Плюснина. В 1895 году посещал ...
    31 марта 1991 г.33 года назад

    Майоров Игорь Евгеньевич

    • Живописец, график. В 10 лет он стал обладателем премии, завоевав Гран-при в конкурсе детских рисунков, проходившем в 1957 году в Индии. Учился ...
    1 апреля 1898 г.126 лет назад

    Шишкин Иван Иванович

    • Иван Иванович Шишкин — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Иван ...
    1 апреля 1981 г.43 года назад

    Барто Агния Львовна

    • Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая; лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).
    1 апреля 1985 г.39 лет назад

    Тоидзе Ираклий Моисеевич

    • График и живописец, народный художник Грузинской ССР (1980). Один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. В 1930 году окончил Тбилисскую ...
    1 апреля 2017 г.7 лет назад

    Евтушенко Евгений Александрович

    • Русский советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Был номинирован ...
    3 апреля 1924 г.100 лет назад

    Франц фон Байрос

    • Маркиз Франц фон Байрос (Franz von Bayros; 1866-1924) — австрийский художник-график эпохи декаданса, наибольшую известность получивший благодаря своим эротическим ...
    4 апреля 1911 г.113 лет назад

    Крыжицкий Константин Яковлевич

    • Живописец, график. Занимался в Киевской рисовальной школе (1875–1876) под руководством Н.И. Мурашко. Учился в ИАХ (1877–1884) в пейзажном классе у М.К. Клодта. ...
    5 апреля 1981 г.43 года назад

    Кремень Пинхус

    • Яркий представитель «Парижской школы». Один из тех мастеров русской эмиграции, чье наследие вызывает сейчас все больший интерес музеев и частных ...

      Ближайшие аукционы