Я проклинаю ту минуту, когда встретилась с Маяковским


Как Маяковский опять оказался третьим лишним. Письмо ветреной Лёли, адресованное Кириллу Зданевичу, и ответ Кирилла на том же листе. Б.м., б.г. 1 л. 13,5×21 см.

«Милый Кирилл! Прости меня и не сердись. Я не виновата, приди ко мне я об’ясню тебе все сама. Нельзя из-за такой нелепости расставаться. Пожалей меня. (...) Кирилл, поверь мне, что я ничего не сделала. Потому что... Ну, Кирилл, приходи. Милый мой, дорогой мой умоляю тебя забудь эту нелепость. Я же не сержусь на тебя, а ты мне сделал больнее. Я проклинаю ту минуту, когда встретилась с Маяковс[ким]. Потому что я потеряла тебя. Неужели потеряла, это ужасно. Я не могу с этим помириться. Кирилл! Прости и забудь мой идиотский поступок. Целую тебя крепко, крепко и жду, приходи. Если ты не придешь, я не знаю что я буду делать. Леля».

Ответ Кирилла: «Сегодня не приду. Ты не знаешь что делать? А вчера знала и днем и вечером! Ведь Маяк[овский] не уехал же. Для чего же мириться. Когда завтра на очереди Столерман, „твой“ итальянец, и т.д. без счета. С меня довольно. Если у меня изменится к тебе отношение в течение нескольких дней, тогда поговорим, а за мной ходить не следует. К. PS. Деньги за Рев. на днях».

После слов Лели «пожалей меня»: «А ты жалела на веранде меня, когда так уютно устроилась с Маяк[овским]».

После слов Лели «я проклинаю ту минуту...»: «Это не мешает продолжать ходить по [нрзбр] с ним».

Кирилл Михайлович Зданевич (1892-1969) — живописец, график, сценограф, художественный критик, один из крупнейших мастеров художественного авангарда. В своем творчестве сочетал черты кубизма, футуризма, неопримитивизма, народного искусства. Старший брат поэта и художника Ильи Зданевича (Ильязда). В 1900-х — начале 1910-х годов посещал Школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе. В 1912 году поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (курса не окончил). В те же годы сблизился многими представителями художественного авангарда: М.В. Ле Дантю, М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914) в Москве. В 1913 году подписал манифест «Лучисты и будущники». Принимал активное участие в деятельности грузинских футуристов. Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Судя по всему, Лёлей себя назвала Ольга Петрова — вторая жена Кирилла. Ольга Петрова приехала в Тифлис в 1925 году со своим первым мужем, который был большим советским начальником. Отсюда они должны были ехать в Италию, куда супруга Ольги посылали в командировку.
Но женщина заболела брюшным тифом, и никуда ехать, конечно же, не могла. А муж уехал и присылал ей деньги, на которые она и жила.
Когда после болезни у нее отнялись ноги, Ольгу Петрову взяла к себе семья Чолокашвили. В их доме на улице Грибоедова был артистический салон, где собирались актеры, писатели, художники.
Она была моложе Кирилла на десять лет. Свадьба состоялась в 1926 году. Свидетелями были друзья Зданевича — поэты Тициан Табидзе и Паоло Иашвили.


Опубликовано 7 июня 2021 года