FORBES: Деньги на детях: на аукцион выставлены советские издания для детей и подростков 1920-1930-х годов


10 июня на вечерних торгах «Литфонда» — детские книги авторства Мандельштама, Пастернака, Хармса и Чуковского с картинками Кустодиева и Петрова-Водкина. Forbes Life выбрал топ-лоты аукциона.

Особое место в пантеоне библиофилов занимают советские издания для детей и подростков 1920-1930-х годов. После революции советское государство, провозгласившее борьбу за всеобщую грамотность, испытывало острую потребность в качественной литературе. Особенно нужны были хорошие детские книжки. Это давало возможность многим выдающимся литераторам, сохраняя относительную творческую свободу, заниматься любимым делом и иметь хоть какой-то заработок (большинство из них уже были причислены к «попутчикам» и выхода на взрослую аудиторию практически лишены). Добавьте к этому оказавшихся в похожей ситуации художников с их потрясшими весь мир идеями авангарда и конструктивизма и вы поймете, как и почему возник уникальный пласт книгоиздательского искусства. До нашего времени сохранились редкие экземпляры, но тем выше ценность тех, что удается обнаружить.

Осип Мандельштам, «2 трамвая» (Ленинград, 1925), стартовая цена — 400 000 рублей

Иллюстрации к этому изданию выполнил известный художник русского авангарда Борис Эндер. Друзья вспоминали, что Мандельштам всегда легко находил общий язык с детьми. Наверное, ему помогал в этом его особый, поэтический, взгляд на мир. История о том, как трамвай Трам искал своего заблудившегося двоюродного брата Клика, до сих пор способна увлекать малышей.

«Жили в парке два трамвая:
Клик и Трам.
Выходили они вместе
По утрам»

О. Мандельштам «2 трамвая»

Борис Пастернак «Карусель» (Ленинград, 1926) и «Зверинец» (Москва, 1929), стартовая цена каждого лота — 280 000 рублей

За всю свою насыщенную творческую жизнь Пастернак написал всего два детских стихотворения. Адресованные сыну Евгению «Карусель» и «Зверинец» были изданы отдельными книгами в 1926 и 1929 годах. Проиллюстрированные выдающимися художниками-графиками Дмитрием Митрохиным («Карусель») и Николаем Куприяновым («Зверинец»), обе стали шедеврами советской детской полиграфии. Однако следующего издания эти произведения дождались лишь в XXI веке.

«Листья кленов шелестели,
Был чудесный летний день.
Летним утром из постели
Никому вставать не лень»

Б. Пастернак «Карусель»

«Зайчик. Детская сказка» (Петроград, 1923), стартовая цена — 220 000 рублей

В интерпретации советского графика Веры Ермолаевой народная сказка из известного каждому «Раз, два, три, четыре пять — вышел зайчик погулять» превратилась в гениальный трагифарс. Иллюстрации талантливой художницы-авангардистки наполнены острым политическим подтекстом. Это тот случай, когда детскую книгу с интересом могли бы почитать и взрослые. Однако оценить замысел художницы (спустя 15 лет погибшей в карагандинском лагере) смогли немногие — издание вышло тиражом не более 150 экземпляров.

«Песня — молния». Сборник (Москва, Ленинград, 1930), стартовая цена — 70 000 рублей

В сборник вошли обращенные к пионерам стихотворения В. Маяковского, С. Маршака, А. Введенского, Д. Хармса и других. Само по себе соседство таких разных и при этом равновеликих авторов делает книгу уникальной. Но в настоящее произведение визуального искусства ее превратила художница Вера Иванова, нанизав все на нитку своего излюбленного ярко-конструктивистского стиля.

«Шел по улице отряд —
сорок мальчиков подряд:
раз,
два,
три,
четыре
и четырежды
четыре,
и четыре
на четыре,
и еще потом четыре».

Д. Хармс «Миллион»

Корней Чуковский «Мухина свадьба» (Ленинград, Москва, 1926), стартовая цена — 40 000 рублей

«Мухина свадьба» — первоначальное название сказки «Муха-Цокотуха». Под таким заголовком она впервые была опубликована в 1924 году и сразу стала бестселлером. В 1926 году это произведение вышло в свет с замечательными иллюстрациями Владимира Конашевича. Однако на этом история «позолоченного брюшка» могла и закончиться — цензоры усмотрели в стихах Чуковского восхваление мещанства. С 30-х по 50-е годы сказка почти не переиздавалась. Но любимая не одним поколением детей и родителей «Муха-Цокотуха» пережила гонения. По-другому, наверное, и не могло быть с произведением, написанным, по признанию автора, «в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших неожиданно радостных чувств».

Софья Федорченко «Присказки» (Москва, Ленинград, 1924), стартовая цена — 90 000 рублей

Сестра милосердия Софья Федорченко (впечатления о Первой мировой и Гражданской войнах описала в фронтовых заметках «Народ на войне») создала сборник присказок для начинающих матерей всех времен. Тягучие, произносимые нараспев, имитирующие фольклорные песни, эти стихи успокаивают и убаюкивают. Их хвалил Корней Чуковский, а Кузьму Петрова-Водкина они вдохновили на создание очень трогательных и уютных иллюстраций.

Ой, хохлушечки,
хлопотушечки,
уж така новина,
да диковина!
Как на самый на вершок
да сел Петушок,
он не скачет, не кричит,
он вертится да скрипит,
на солнышко не поёт,
на зернышко не зовёт,
за порядком не следит,
на хохлушек не глядит.
Куда ветер тянет,
туда Петух глянет.

С. Федорченко «Петушок»

«Сельский труд. Картинки для раскрашивания Б. Кустодиева» (Ленинград, 1925), стартовая цена — 140 000 рублей

Если вы когда-нибудь задавались вопросом, как выглядели книги-раскраски век назад, то вот вам ответ. Хоть содержание их и было выдержано в рамках правящей идеологии (непременно рассказывало об общественно-полезном), зато картинки для них рисовал сам Борис Михайлович Кустодиев. И даже здесь, в идеологически выверенном рассказе про сельский труд, явственно проступает главная тема творчества великого художника: «...сны о спокойной, привольной и изобильной России, живущей своим вековым укладом».

Вера Инбер «Столяр» (Ленинград, 1926) и «Маляры» (Ленинград, 1926), стартовая цена каждого лота — 40 000 рублей

В 1920-е годы поэтесса Вера Инбер принадлежала к «Литературному центру конструктивистов». Так что ее «Столяр» и «Маляры» — образчик «детского конструктивизма в стихах». И если определение это звучит солидно и строго, то сами стихотворения — легкие, звонкие и без труда запоминающиеся. Обе книги проиллюстрировал художник-график (с редкой специализацией — мастер экслибриса) Анатолий Суворов, погибший на фронте в 1943 году.

Вы уж, будьте так добры,
Помогите, столяры,
Чтоб не падали в ночи
Куклы и матрацы.
Почините нам кровать,
Чтобы можно было спать
И не опасаться.

В. Инбер «Столяр»

Источник


Опубликовано 10 июня 2021 года