Памятник Минину и Пожарскому продадут в Литфонде...


[Для «разсылки за границу как предмет необыкновенный»] Скульптура настольная «Памятник Минину и Пожарскому в Москве». Россия, Москва, Бронзовое заведение Густава Шмидта (?). 1850-е.

Бронза, литье, чеканка, золочения, монтировка. Размер 30×17,6×12,3 см.

На задней стороне пьедестала стилизованным шрифтом выгравирован текст подписи памятника: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ / И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛА / ГОДАРНАЯ РОССИЯ ЛЕТА 1618».

Сохранность: следы бытования.

Созданный замечательным ваятелем эпохи русского классицизма И.П. Мартосом, памятник Минину и Пожарскому в Москве стал первым мемориальным сооружением в России, посвященным не правителю страны, но ее гражданам, героям — спасителям Отечества.

В русском художественном ремесле и народном искусстве образы самих героических спасителей Отечества и их московский памятник широко воспроизводились вплоть до конца XIX столетия. Классический строй произведения Мартоса получал в этих народных работах своеобразную фольклорную трактовку. Именно в ряду подобных изображений появилась и данная уменьшенная модель московского памятника Минину и Пожарскому, отлитая ремесленной бронзолитейной мастерской.

В начале 1850-х годов на продаже подобных моделей исторических памятников Москвы специализировался «Бронзовый и ламповый магазин Густава Шмидта», открытый в Москве на Петровке. Широкая рекламная кампания заведения сообщала, что у Шмидта можно приобрести «бронзовые модели разной величины» Иверской часовни, Царь-пушки, Царь-колокола и памятника Минину и Пожарскому, как «для подарка к празднику», так и «разсылки за границу как предмет необыкновенный».

Художественный диапазон продукции мог быть достаточно широким — и по материалам изготовления, и по уровню ее изобразительного качества. Так, наиболее близкий известный аналог данному произведению, хранящийся в Государственном Историческом музее, частично отлит в бронзе, надпись его отштампована в меди, а деревянный постамент раскрашен под гранит.

Определяющей же чертой всей линии данной продукции являлась ремесленная моделировка скульптурной формы. Подобно резчику лубочной гравюры, модельщик бронзовой копии памятника Минину и Пожарскому преобразует классические формы образца на свой лад: меняет пропорции, увеличивая детали в ущерб целому, заменяет живой динамичный контрапост окаменелой неподвижностью застывших тел, наделяет героев особой, совершенно простонародной физиогномикой.

Данное произведение является интересным и редким образцом российской тиражной бронзовой скульптуры в первые десятилетия сложения этого предметного типа.

Экспертное заключение Государственного Исторического музея (Е.Ю. Елькова).


Опубликовано 16 ноября 2021 года


Ближайшие аукционы