METRO: Транспорт мажорных детских ушёл с молотка
Отечество Щелкунчика
Щелкунчик и господин Дроссельмейер, как мы помним, жители непростого города Нюрнберга. Долгое время вольный город называли европейской столицей игрушек. Здесь изобрели деревянных рыцарей и стойкого оловянного солдатика. Огромная коллекция именно нюрнбергских солдатиков, отличавшихся особой тонкостью выделки, была у Николая I. Играл сам, покупал детям и внукам. В 1851 году Николай Павлович оплатил последний счёт за игрушки из петербургского «Пассажа»: таковыми были 26 коробок нюрнбергских солдатиков.
Нюрнберг же стал и одним из пионеров механической игрушки. Уже в начале года у великих князей дома Романовых появились паровые машины и железные дороги... «Игровая комната волшебная. Во-первых, по полу идёт железная дорога, маленькая, но настоящая, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с красками вагонов...», — восторженно вспоминал один из гостей.
Гаджеты прекрасной эпохи
А в 1890-е, почти одномоментно с оригиналом, начали появляться первые игрушечные механические автомобили. Занимались ими почтенные фирмы: Гюнтерманн, Каретт, Хесс, братья Бинг. Научно-технический прогресс и передовую инженерную мысль доставляли в детские комнаты Германии ещё тёплыми, новорождёнными: машины, корабли, самолёты, дирижабли, оптику и технические игрушки. Всё было, насколько возможно, детально и правдоподобно: открывались двери, гудели гудки, светились фары, и фарфоровый шофёр улыбался фарфоровым же пассажирам.
Стоили эти гаджеты баснословно дорого и уже поэтому просто не могли не попасть в Россию. Нюрнбергские машинки легко представить в детской Владимира Набокова на Большой Морской, в мамонтовских, хлудовских, прохоровских домах и дачах и, конечно, в домах высшего сословия.
Сегодня эти автомобильчики можно увидеть на московских аукционах.
— Иногда такие модели покупают коллекционеры настоящих винтажных машин... Одна из коллекций — более 30 машин — была продана за 3 миллиона рублей, — говорит Сергей Бурмистров, директор аукционного дома «Литфонд». — Но востребованы и редкие советские модели. Например, модель зиловского хлебного фургона начала 1970-х может стоить несколько тысяч долларов, 200–300 тысяч рублей.
На днях на аукционе «Литфонда» появились сразу пять редчайших винтажных моделей — три нюрнбергских и две польской фабрики.
Большой лимузин George Carette&Co. Фирма была основана в 1886 году в Нюрнберге Жоржем Кареттом. Он начинал как поставщик фирмы Bing, потом открыл собственное производство. В 1893 году на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго Каретт представил собственную разработку — игрушечный трамвай, оснащённый электрическим приводом. Новинка произвела сенсацию. Примерно с 1905 года фирма выпускала машинки и модели кораблей, самолёты, дирижабли, оптику. Высокое качество этих игрушек из жести обеспечило им отличную сохранность. Продан на аукционе за 190 000 рублей (стартовая цена — 30 000).
Открытый лимузин George Carrette стал самым дорогим лотом в коллекции игрушек. При стартовой цене 30 000 рублей он ушел за 300 000!
Двухэтажный автобус от Gebrüder Bing. Компания была основана в Нюрнберге братьями Игнацем и Адольфом Бинг. Первоначально производила металлическую кухонную утварь, но произвела фурор на рынке обширными модельными рядами. поездов и живых паровых машин. К 1905 г. Gebrüder Bing была признана крупнейшей в мире производителем игрушек. Хотя Бинг производил множество самых разных моделей, сегодня лучше всего его помнят по игрушечным поездам и устройствам, приводимым в действие паром. Также братья Бинг выпускали научные и образовательные пособия, огромный ассортимент посуды, оргтехники, проигрывателей, электротоваров. В 1933 г. компания была ликвидирована — братья Бинг покинули страну из-за прихода Гитлера и основали новое предприятие в Англии. Продан за 190 000 рублей (стартовая цена — 60 000).
Автобус Minerwa, произведён в Польше (предположительно, по немецкой лицензии). Продан по стартовой цене — 10 000 рублей.
Все модели — с часовым механизмом, замещающим двигатель. Особенный интерес представляет «железная дорога», которой не нужны рельсы. Бесколейный поезд с локомотивом, пятью вагонами плюс вагонеткой для угля легко движется по паркету. Редчайшая вещь. На аукционе «Литфонда» за нее отдали 120 000 рублей (при стартовой цене 90 000).
Текст Евгения Долгинова
Источник
Опубликовано 16 декабря 2021 года