О чувашах и черемисах Казанской губернии
Фукс, А.А. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. Казанского университета, 1840. [4], 330 c.: табл. 25×16,5 см. Красивый цельнокожаный переплет своего времени. потертости, надрывы и трещины на корешке (реставрация), небольшие утраты кожи на уголках, форзацы поновлены. Тит. лист мытый, с потертостями, на обороте тит. листа и с. 330 — иностранная печать (Польская библиотека в Париже). Блок преимущественно чистый.
В основу книги была положена переписка А.А. Фукс с К.Ф. Фуксом. На с. 1-113: «Записки о чувашах»; на с. 167-264: «Записки о черемисах»; эти «Записки» составлены в виде писем А.А. Фукс. На с. 117-166 и 267-329 помещены ответы К.Ф. Фукса. Одно из первых этнографических исследований жизни и обычаев чувашей и марийцев (черемисов). Издание редкое.
«Богатство Чуваш состоит в хлебе, пчелах и скоте; у иного Чувашина найдется хлеб, собранный его дедом. Но богатого Чувашина от бедного можно отличать только по большому двору и по множеству анбарушек. Избы у бедных и богатых одинаковы: тесны и черны от дыма. Женщины, бедные и богатые, опрятно одеты; запачканно и масляно одеты ребятишки. Вчера я, по крайней мере, обошла 20 дворов, бедных и богатых, и не нашла между ними никакой разницы: даже их домашняя жизнь одинакова; богатый Чувашин так же дурно ест, как и бедный. Редкий Чувашин из множества скота уделяет что-нибудь для своего стола; все у них идет в продажу: яицы, масло, скот — все продают и берегут деньги для беды. Любимая их пища — обыкновенный хлеб и хлеб из яшкалды (ячменная мука) и сырунги, сделанные из творогу. Квас также делают в редких домах. У них для питья приготовляется сквашенное, как уксус, молоко, которое они мешают с водой и пьют вместо квасу. Ныне многие Чуваши сеют картофель, и любят его есть, — садять также капусту. Я очень старалась узнать об их семейной жизни; но она единообразна и незанимательна. Нельзя Чуваш назвать вовсе дикими; однако можно решительно сказать, что они дети природы, и, по их образу жизни, следует заключить, что природа производит больше людей добрых, нежели злых, и что чувство добросердечия им врожденно. Редко найдешь между Чувашами злого человека; они по сие время, как дети, не понимают, что такое добро и зло, порок и добродетель; слепо следуют влечению своего сердца, которое редко ведет их ко злу. Редко между ними бывают ссоры, еще реже вражды; но, ежели уже они очень рассердятся, то какое удивительное у них мщение! Чувашин идет к своему неприятелю, и, желая навлечь ему беду, давится у него на дворе: бедные! не знают другого мщения, как жертвовать своею жизнию, чтобы причинить беду врагу своему».
Александра Андреевна Фукс (1805-1853) — русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров. Племянница поэта Г.П. Каменева, жена профессора и ректора Казанского университета Карла Федоровича Фукса. В течение четверти века она являлась хозяйкой литературного салона в Казани. Была знакома со многими литераторами, состояла в переписке с А.С. Пушкиным. Первая русская писательница, начавшая работать в области этнографии, изучавшая быт нерусских Казанской губернии, особенно чувашей.
Опубликовано 7 января 2022 года