Собеседник: Любовь Орлову оценили дороже Никиты Михалкова
Как прошел аукцион плакатов советских фильмов и за какие киноафиши велась самая яростная борьба, наблюдал Sobesednik.ru.
Недавно в столичной библиотеке им. Эйзенштейна прошел необычный аукцион: продавали редкие киноафиши. Sobesednik.ru пришел посмотреть на тех, кто в кризис готов выложить несколько сот тысяч целковых, чтобы купить плакаты известных фильмов.
Аукционный дом и художественная галерея «Литфонд» в рамках Года кино в России представили коллекционерам 343 лота, в них плакаты известных художников к фильмам, охватывающие более чем семидесятилетний период – с 1917-го до 1990-х годов. Какие-то афиши разлетались как горячие пирожки, за них боролись и перекрикивали друг друга, постоянно повышая цену, другие же совсем не интересовали коллекционеров, тогда, как бы ни старалась ведущая, их приходилось снимать с аукциона. К примеру, оригинал-макеты к художественным кинолентам 40-х годов о великих полководцах «Кутузов», «Суворов» не заинтересовали коллекционеров ни за какую цену. В числе снятых с аукциона из-за того, что никто не захотел их купить, оказались и афиши очень популярных картин: «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», хотя плакаты к этим лентам готовы были продать по минимальной цене – 12 тысяч рублей. Такие странности в поведении коллекционеров мне объяснил один из продавцов плакатов:
– Для них в первую очередь важно, чтобы экземпляр был редкий, чтобы только у него был такой! Потом уже они смотрят на фильм, режиссера, который его снял, и актеров, которые там сыграли. Важно, конечно, и художественное оформление плаката. Но главное – сколько экземпляров этого плаката существует в мире. Если мало, то он может быть продан за очень приличную сумму. Тут уже у коллекционеров начинается аукционный азарт: они готовы долго перебивать друг друга, называя большую цену. Вот, к примеру, недавно в Москве был аукцион книг, так там редкий томик стихов поэта Тараса Шевченко продали за два миллиона рублей.
На аукционе киноафиш самый большой ажиотаж вызвал плакат к приключенческой комедии «Волга-Волга». Фильм Григория Александрова вышел на экраны в 1938 году, главные роли там сыграли Игорь Ильинский и Любовь Орлова. Коллекционеры высоко оценили оргинал-макет к киноленте, выполненный карандашом и гуашью. Стартовая цена плаката была 150 тысяч рублей, но в итоге продали его за 360 тысяч рублей.
Рекламный плакат комедии «Цирк» 1936 года, где главную роль тоже сыграла Любовь Орлова, организаторы готовы были отдать за 45 тысяч рублей, но коллекционеры стали бороться за него. В итоге киноафишу продали за 240 тысяч рублей. А вот киноленты более современные, например, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» оценили лишь в 26 тысяч рублей, а «Бриллиантовую руку» и того меньше – в 23 тысячи. Плакат к военному фильму Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» отдали коллекционерам за 19 тысяч рублей.
К концу вечера меня перестали удивлять суммы, которые выкладывали пусть даже за исторические артефакты. Ведь все-таки те, кто движим страстью к обладанию редкими вещами, оказывают существенную финансовую поддержку искусству, в данном случае кинематографу. Будем надеяться, что на вырученные деньги снимут нужный и полезный для россиян фильм или экранизируют классическое произведение.
Автор фото: Денис Зинченко
Опубликовано 7 марта 2016 года