Три необычных музея мира
Подводный музей «Муза». Город Канкун, Мексика
В мексиканском городе Канкун в 2010 году был построен удивительный подводный музей Муза (в оригинале Musa, или Underwater Museum of Art). Он расположен на границе Мексиканского залива и Карибского моря, недалеко от острова Исла Мухерес на расстоянии чуть больше километра от его побережья на глубине от 4 до 8 метров.
Подводный музей города Канкун представляет собой комплекс скульптур, расположенных прямо на морском дне. В подавляющем большинстве это подводные скульптуры людей в натуральную величину.
Идея создания подводного музея принадлежит группе неравнодушных к природе и искусству людей. Этот проект основали доктор Джейми Гонзалез Кано, Роберто Диас Эбрахам, и британский художник и скульптор Джейсон Тейлор. Джейсон стал ответственным за наполнение подводного музея скульптурными композициями.
Так как обычный бетон для морской воды не очень подходит, то было принято решение создавать скульптуры из специального, так называемого морского бетона, в состав которого входит цемент, силикон и стекловолокно. Надо сказать, Тейлор очень преуспел в этом деле, и теперь на площади в 420 кв. м. расположились более 500 экспонатов. Для того чтобы скульптуры не снесло морскими течениями, их установили на тяжелые (массой до 2-х тонн) основания.
Все подводные скульптуры и скульптурные группы в Канкуне имеют названия. Самая многочисленная композиция носит имя «Тихая эволюция». Здесь подразумевается, что постепенно подводные скульптуры будут обрастать кораллами, тем самым экспозиция будет постоянно меняться.
Страшноватый на первый взгляд подводный музей обладает какой-то неестественной притягательностью, так что внимание туристов ему обеспечено. По данным самого музея ежегодно сюда прибывают порядка 750 000 человек. Стоимость посещения музея начинается от 50 долларов и зависит от способа этого самого посещения.
Музей плохого искусства. Город Бестон, Массачусетс
Вот уже более 20 лет в Бостоне находится совершенно беспрецедентный музей — Музей Плохого Искусства. И то правда, раз уже есть музеи, где хранятся лучшие из лучших работ, почему бы не создать такое место, что все ошибки, все несуразности и некомпетентность были бы собраны воедино. Глядя на экспонаты этой коллекции, понимаешь, что да — такие «шедевры» действительно настолько плохи, что было бы ошибкой их игнорировать.
История Музея Плохого Искусства (The Museum of Bad Art) началась в 1994 году, когда ее основатель Скотт Уилсон (Scott Wilson) нашел среди мусора картинку, которая была настолько плохо нарисована, что она просто очаровывала своей смелостью и дерзостью. Ну как такое можно было выбросить? Скотт принес картину к друзьям, которые, посмеявшись вместе с ним над убогостью «шедевра» предложили Скотту собрать целую коллекцию таких же «шикарных предметов искусства.» Другой бы счел это предложение шуткой, а Скотт и правда решил организовать музей, в котором бы были собраны исключительно плохие работы.
Сейчас в MOBA находится более 500 работ в постоянной выставке. Каждый новый экземпляр выставки проходит серьезный отбор. Девять из десяти принесенных картин не проходят проверку. Сам художник может считать, что картина плоха, но у музея свои стандарты. Главное для музея — это «праздник энтузиазма» художника, новаторство взгляда на обычные вещи, лишенные клише подход к исполнению. Посмотрите, как необычен синекожий портрет матери и дочери. Как по-новому выглядит Мона Лиза. Как великолепна в своей непосредственности голая дама, чешущая свою подмышку. Эти картины цепляют за живое.
Некоторые картины появляются в MOBA благодаря самим художникам — они приносят свои неудавшиеся эксперименты. Другие работы дарят люди, у которых дома хранятся подходящие «шедевры» кому-то нравится сама концепция музея и они приносят в него картины, которые сами где-то выкупили. Иногда музей тоже покупает работы на аукционах, но обычно кураторы придерживаются правила не платить за работу более 6,50 долларов. Хотя, конечно, если работа совершенно потрясающая и исключительная, то они могут расщедриться на сумму вплоть до 20 долларов.
Когда в 1996 году из музея была похищена картина «Эйлин» кураторы музея руководствовались теми же соображениями о ценности этого произведения — в качестве вознаграждения на найденный портрет они обещали выплатить $6,50. А чтобы подобные инциденты не повторялись, в музее персонал повесил поддельные видеокамера с сопутствующими надписями «Внимание. Эта галерея защищена поддельными видеокамерами». Тем не менее, восемь лет спустя из музея украли еще одну картину, оставив вместо нее записку с требованием выплатить 10 долларов. Увы, преступник забыл указать, куда доставить необходимую сумму, так что вскоре картину подбросили обратно.
Музей лжи в Кюрице (Германия).
Каждый музей стремится, чтобы в его экспозициях было как можно больше старинных, древних, а главное подлинных артефактов. Однако это не относится к Lügenmuseum (Музей лжи), который находится в городе Кюриц в Германии. Его девиз: " Traue deinen Augen nicht" (Не верь глазам своим) и уже на самом входе посетителей ожидает первый маленький обман.
При подходе к зданию Музея лжи у вас может сложиться впечатление, что дому уже лет 200, не меньше, но это лишь иллюзия, поскольку на самом деле он был построен всего несколько лет назад. Старинный внешний вид строению был придан с помощью искусственного состаривания, а на стенах, с внешней стороны, развешаны картины, выполненные в различных художественных направлениях. В музее гостям предлагают попробовать пластиковый торт и волшебное зелье, по обещаниям способное подарить вечную молодость, но на поверку оно оказывается обыкновенным чаем.
Директор музея Райнхард Цабка рассказывает, что часть коллекции досталась ему непосредственно от правнучки знаменитого барона Мюнгхаузена Эммы фон Гогенбюсс, но правдива ли эта история — догадаться сложно. «Не верьте глазам своим» — таков девиз музея, который посетители слышат с порога, и в продолжение экскурсии им не раз приходится его вспоминать.
В числе экспонатов — действующий ковер-самолет, отрезанное ухо Ван Гога, радио с «Титаника» и веди его пассажиров, накладные усы Гитлера, метла ведьмы, самолетик, которым играл в детстве канцлер Германии и швабра, принадлежавшая отцу Сталина, мумия епископа Гавельского в кошачьем образе, ботинок известного немецкого писателя и путешественника — фантазия основателя поистине неисчерпаема.
Райнхард Цабка, в прошлом — известный германский художник и диссидент, считает, что грань между правдой и ложью часто бывает размыта, особенно в искусстве, потому что само искусство — это всегда иллюзия.
Мнения посетителей неоднозначны — одни приходят в восторг, а другие, настроенные скептически, считают директора сумасшедшим, а экспонаты музея — мусором. Одно можно сказать точно — подобные заведения начисто рассеивают.
Источники: Культурология; Cuttur; Airinsail; Bugaga
Опубликовано 16 сентября 2020 года