Рынку нужна молодая художественная кровь,
на запах которой придут новые покупатели…

О нас

Некоторое время назад в частном разговоре один из самых известных и дорогих российских художников заметил, сетуя на то, почему состоятельные люди не хотят покупать современное искусство, что объем нашего рынка contemporary art таков, что за один миллион долларов можно купить практически все российское современное искусство. Несмотря на то, что я очень уважаю всегда обоснованное мнение данного художника, рискну возразить – все-таки все современное искусство в России гораздо дороже, скорее всего, общий объем приобретаемых в России работ современных художников можно сравнить с одной средней картиной Брайса Мардена, но, вполне возможно, что я тоже ошибаюсь, и речь идет о гораздо более высоком уровне, сравнимом с одной работой Цзена Фанчжи.

В связи с данными экономическими упражнениями, а также статистикой, накопленной нами за четырехлетний аукционный период, продавая всех возможных послевоенных и современных художников от Вламинка и Пикассо до Зверева и Беленка, от Дали и Леже до Иванова, Петрова и Сидорова… я давно пытаюсь ответить на ряд вопросов, а именно – главный – есть ли в России рынок современного искусства и как сделать так, чтобы годовой оборот нашего рынка увеличился хотя бы до цены пары работ Джаспера Джонса и Джеффа Кунса?

Что же нам мешает? Во-первых, конечно, тяжкое советское прошлое, замешанное на всеобщем дефиците, в том числе и дефиците художников. И хотя многочисленные художественные союзы росли и процветали на всем послевоенном протяжении, в отсутствии открытого рынка и конкуренции, большинство художников могло рассчитывать только на госзаказ, а значит размещение своих работ во всевозможных публичных пространствах, но никак ни в квартирах и домах советских граждан. Считалось, и до сих пор это у нас в крови, что произведения искусства должны храниться в музеях, а мы и полет нашей дизайнерской мысли достоин разве что репродукции картины из Эрмитажа или календаря с картинкой рабочего и колхозницы. И как результат – чистое и непорочное искусство в виде настоящего масла на холсте или бронзовой скульптуры являлось атрибутом советской dolce vita наравне с госдачами, джинсами, магнитофонами и автомобилями. Не случайно в советских фильмах каждый первый коллекционер, за исключением тех, кто консультировал органы, отпетый негодяй, мошенник и спекулянт. Неужели мы все настолько непричастны искусству? Отнюдь. Нас учили ходить по музеям. Вот и сейчас мы по-прежнему в авангарде, мы стоим в километровых очередях на выставки, но купить живую настоящую работу и представить ее на стене своего дома, а не в музее по-прежнему не дает нам советское прошлое.

Что еще не так? Что нужно сделать, чтобы вслед за Ильичем можно было сказать: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс…». Если все же не так все плохо и можно представить, что спрос среди трудящихся масс есть, что же с предложением? Один мой хороший знакомый, человек владеющий бизнесом с оборотом в 15 миллиардов рублей, признался мне, что боится ходить в галереи и на гламурные выставки современного искусства, так как там приходится постоянно спрашивать о цене любой понравившейся картины и слышать в ответ в лучшем случае цены 5, 10, 15 тысяч евро за неизвестного, но почему-то модного художника, а в худшем видеть выражение лица галериста, говорящее о том, что здесь все только для своих и у нас все раскупают как горячие пирожки, а вас мы не знаем и совсем не уверены сможете ли вы присоединиться к сонму настоящих ценителей искусства нашей галереи. Здесь кроется, на мой взгляд, вторая кардинальная проблема, не дающая нашему маленькому и слабенькому рынку встать с дрожащих коленок – создать рынок современного искусства не под силу тем 10-20 состоятельным клиентам, на которых уповают практически все мало-мальски значимые галереи, а увеличить оборот этого арт-сегмента за счет увеличения количества покупателей также невозможно, так как платежеспособность и платежеохочесть потенциальных покупателей качественного искусства далеко не всегда измеряется 5-10-15 тысячами евро. Рынку нужна молодая художественная кровь, на запах которой придут новые покупатели. То, что нужно сделать для этого, создать большую и открытую площадку равных художественных возможностей для талантов. Художник не обязательно должен быть бедным и несчастным, не обязательно он должен стремиться стать самым дорогим, расстрою вас, единицам дано стать дорогими при жизни, но раскрыть и развить свой талант можно только востребованностью и спросом на рынке. Именно поэтому девизом современного искусства должно стать «Искусство в массы», потому что пока мы не дадим рынку разнообразие предложений и цен, мы не создадим этот рынок…

В нашем новом масштабном проекте – Центр Современного Искусства на заводе Кристалл – именно такое разнообразие поставлено во главу угла. Несколько тысяч квадратных метров пространства, несколько сотен художников и огромное разнообразие стилей и ценовых предложений. И главное – сегодня мало кто хочет идти на базар и торговаться не имея никаких ориентиров – в условиях нормального рынка каждая работа должна быть представлена вместе с ее фиксированной ценой. Новый проект на Кристалле это, пожалуй, первый компромисс между измайловским вернисажем и снобистским московским концептуализмом с ценником в четыре нуля. В ЦСИ Кристалл на одной площадке дружат модернисты с абстракционистами, импрессионисты с поп-артом, фотографы с графиками, скульпторы с живописцами, художник Анри Матисс с художником Мишей Горячкиным, скульптор Эрнст Неизвестный со скульптором Петром Зайцевым. Искусство должно принадлежать тому народу, которому оно нужно…

Мы команда, у которой за плечами опыт продаж предметов искусства более, чем на миллиард рублей. Задача нашего галерейного проекта собрать на большом выставочном пространстве всё самое лучшее, что у нас есть сегодня в современном искусстве – лучших художников и их работы, лучших скульптором и их работы, лучших дизайнеров и т.д. Мы предлагаем вам живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства и интерьерного дизайна, коллекционную мебель и все самое лучшее, что помогает вам создавать уникальный, индивидуальный и гармоничный мир вокруг…

С уважением,
Команда Ruger Art&Design
и Сергей Бурмистров